Что делать, если у вашего ребёнка cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Центр психолого

Как правильно себя вести с ребенком при синдроме дефицита внимания

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Описание патологии

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ — ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ — ГИ, СДВГ — Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ — С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность — недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).
  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе. Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности. Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости. Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность. Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала. Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.
Читайте также:  Шарик в мочке уха - возможные причины появления, способы лечения

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия — самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции. Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления. Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

Советы мамам и папам

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.

  • Уверенность в своих силах. Низкая самооценка – частый спутник СДВГ. Подчёркивайте успехи вашего чада, игнорируйте неудачи. Находите повод похвалить. Помните: дети с дефицитом внимания очень чувствительны к критике.
  • Режим. Вместе напишите распорядок дня и следите за соблюдением. Помогает справиться с забывчивостью.
  • Самоорганизация. Научите школьника составлять список дел, перечень вещей, необходимых в поездке, покупок.
  • Сохраняйте спокойствие. Такие дети впечатлительны, изменение настроения родителей плохо сказывается на них.
  • Занятия спортом считаются идеально подходящими для страдающих дефицитом внимания, поскольку дают возможность выплеснуть двигательную активность в полезном русле. Приучают к упорядоченности, дисциплине.
  • Отдых. Планируя день, обязательно выделяйте время отдохнуть. Переутомление усиливает признаки заболевания. Следите, чтобы ребёнок рано ложился спать.
  • Давайте посильные поручения. Понятно объясняйте, ставьте чёткие цели, учитывая возрастные возможности.
  • Наказывать проступки. Нельзя оставлять безнаказанным плохое поведение. Ругайте действие, не ребёнка. Делайте это мягко, но непоколебимо.

Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.

Как распознать СДВГ у ребёнка и помочь ему

Это расстройство часто путают с обычной невоспитанностью. Тем не менее, речь идёт о серьёзном диагнозе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

  • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
  • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
  • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

Как распознать СДВГ

Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует ADHD and the Rise in Stimulant Use Among Children — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 6A05 Attention deficit hyperactivity disorder относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

1. Возраст

Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода Slideshow ADHD in Children — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Читайте также:  Анализ урогенитального мазка на микрофлору (на стекле)

4. Симптомы, которые снижают качество жизни

О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) .

При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

  • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
  • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
  • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
  • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
  • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
  • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
  • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
  • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

  • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
  • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
  • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
  • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
  • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
  • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

Чем опасен СДВГ

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам Adult ADHD :

  • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
  • отсутствию друзей и поддержки;
  • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
  • низкой самооценке;
  • неспособности строить и соблюдать планы;
  • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
  • частым перепадам настроения;
  • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
  • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
  • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
  • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
  • проблемам с выплатой долгов и законом.

Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

Как лечить СДВГ

Для начала хорошие новости.

От 30 до 70% детей Slideshow ADHD is Adults , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

1. Психотерапия

В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

2. Работа в семье

Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

Вот что могут сделать Slideshow ADHD in Children мама и папа:

  • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
  • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
  • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
  • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

3. Медикаментозная терапия

Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

Откуда берётся СДВГ

Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

Учёным удалось выделить лишь ряд факторов ADHD Causes , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

1. Наследственность

Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

2. Преждевременные роды

Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

3. Вредные привычки матери во время беременности

Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

4. Повреждения лобной доли мозга

Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

5. Воздействие токсинов в младенчестве

Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

СДВГ у детей

Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.

Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.

Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.

Причины возникновения

Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.

Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.

Читайте также:  Александр Олешко - биография и личная жизнь, фото актера

Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:

  • обвитие пуповиной;
  • сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
  • сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
  • угроза выкидыша;
  • прием лекарств во время вынашивания плода;
  • злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
  • асфиксия.

Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:

  • порок сердца;
  • бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
  • болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.

Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.

В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.

Симптоматика

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.

В раннем детстве

Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:

  • при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
  • высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
  • слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;

  • нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
  • резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
  • внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.

Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.

У дошкольников и младших школьников

Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:

  • громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
  • частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
  • бурное проявление эмоций;
  • избегание рутинных, монотонных дел;
  • частая смена настроения;
  • импульсивность;
  • слабо развитый инстинкт самосохранения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • слабо развитая координация;
  • скудность эмоционального компонента.

Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.

Типы СДВГ

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.

  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
  • Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.

  • Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.

После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:

  • БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
  • ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
  • рефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;

  • психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
  • коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.

В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.

Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.

Список использованной литературы

  1. Social gradients in the receipt of medication for attention-deficithyperactivity disorder in children and young people in Sheffield. Nunn SPT, Kritsotakis EI, Harpin V, Parker J. BJPsych Open. 2020 Feb 7;6(2):e14. doi: 10.1192/bjo.2019.87.
  2. Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СТб., 2009. 18 с.
  3. Transcranial Magnetic and Direct Current Stimulation in Children. Hameed MQ, Dhamne SC, Gersner R, Kaye HL, Oberman LM, Pascual-Leone A, Rotenberg A. Curr Neurol Neurosci Rep. 2017 Feb;17(2):11. doi: 10.1007/s11910-017-0719-0.
  4. Пылаева О.А. Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Рус. журн. дет. неврологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 37-45.
  5. Никишина В.Б., Глушкова В.П. Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 6. С. 189—192.
  6. Нейропсихологические и цереброваскулярные нарушения у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Ю. Кочерова, В.В. Линьков, О.М. Филькина и др. // Вестн. новых мед. технол. 2004. Т. 11. № 1-2. С. 65-66.
  7. The Effect of Prenatal Cadmium Exposure on Attention-deficit/HyperactivityDisorder in 6-Year-old Children in Korea. Kim W, Jang Y, Lim YH, Kim BN, Shin CH, Lee YA, Kim JI, Hong YC. J Prev Med Public Health. 2020 Jan;53(1):29-36. doi: 10.3961/jpmph.19.175.
Ссылка на основную публикацию
Что делать, если держится температура 37 °С — Лайфхакер
Температура при ОРВИ: какая бывает, сколько держится, нужно ли сбивать? Слегка повышенная или высокая температура при ОРВИ представляет собой защитную...
Что делать если ребенок захлебнулся водой
Ребенок наглотался воды: последствия и алгоритм действий мамы Родитель – человек, жизнь которого полна сюрпризов и стрессовых ситуаций. Утверждение, что...
Что делать если слезятся глаза лечение в домашних условиях
Слезятся глаза у кошки Слезотечение у кошек, как и у любого другого животного, это своеобразная защитная реакция организма на самые...
Что делать, если лопнул сосуд в глазу
Что делать, если лопнул сосуд в глазу Человеческий глаз снаружи покрыт тонкой прозрачной тканью – конъюнктивой. Это слизистая оболочка, в...
Adblock detector