Что делать, если умер близкий вам человек — Кафедральный собор Христа Спасителя г

Что делать, если умер близкий вам человек

В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.

Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.

После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.

В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении. В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.

После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.

Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными. Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим. Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».

Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «…Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами… просто думай об умерших, это поможет и им и тебе…».

Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.

Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.

Какие существуют виды молитв о умерших?

Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.

Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.

Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)

Главное же моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор вынимаются частицы о упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.

Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.

Как молиться за человека, если он был не крещен?

О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Длительность ношения траура?

В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

что делать с вещами умершего?

Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи. Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством. Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.

Читайте также:  Мой метод лечения гайморита и полипов

Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.

О смерть, ты – жизнь!

Катя, 32 года. Потеряла маму в 17 лет.

Мама скончалась скоропостижно. История эта очень темная. Неизвестно, что произошло на самом деле. Существуют две противоположные версии. По версии ее мужа, она покончила с собой. По версии нашей семьи, это он ее убил. В ее черепе было две пули. Никаких отпечатков пальцев.

Завели уголовное дело. Я была единственной в семье, кто умела пользоваться компьютером. Меня заставляли печатать описание тела. Было ощущение, будто у меня уже атрофировались все чувства. Следователи вытянули на свет все скелеты нашей семьи. Дело закончилось на «верхушке» власти. У моего отчима оказались большие связи, и дело закрыли с ремаркой: «Осталось двое малолетних детей [брат и сестра Кати. – 34mag.]. Вы хотите их еще и без отца оставить?»

За два часа до смерти мы разговаривали с мамой по телефону, обсуждали мой выпускной вечер и платье. Она сказала, что поможет его выбрать.

Вскоре после того как мама умерла, я получила фидбек от близких друзей о том, что всем надоело слушать, как я страдаю и переживаю, что я эксплуатирую эту тему. А я вправду часто хотела поделиться этой историей. Не знаю почему.

Я решила, что все. Действительно, никому это не интересно, никто с тобой не собирается переживать это событие так, как ты его переживаешь. Бабушке и дедушке я тоже запретила об этом упоминать. Много времени прошло с тех пор. Я приближаюсь к тому возрасту, в котором мамы не стало, и начинаю осознавать, что в своей жизни ничего не успела, не увидела, не узнала.

«Двое моих лучших друзей тогда просто исчезли. Они не появлялись, не звонили»

Не могу сказать, что в 17 лет я стала взрослой. Годами я отрицала все, что произошло. Для меня она не просто болела или скончалась на моих глазах. Она просто утром села в машину с детьми, с отчимом, помахала мне рукой – и все, они уехали. Больше я ее не видела живой никогда.

На похоронах все люди стали настоящими. Это, наверное, единственный момент в жизни, когда я видела их истинные лица. Смерть очень меняет всех вокруг тебя.

Я готовилась тогда к поступлению. Мне позвонила моя репетитор по философии, сказала, что придет на занятие. Я ответила, что мама умерла и что я заниматься больше не буду. Она помолчала несколько секунд и сказала, что надо дальше заниматься и что она придет. В тот момент я подумала, что она сумасшедшая.

На похороны пришел весь класс. Не знаю, заставили их или нет. Двое моих лучших друзей тогда просто исчезли. Они не появлялись, не звонили. Мне нужна была их поддержка. Я не знала, что с ними. Через год я начала общаться с одним из них снова, но он так ничего и не объяснил.

Хорошо помню, как к нам домой на похороны пришла директор школы, стала посреди комнаты и говорила таким менторским тоном, как на партсобрании: «Мы должны все держаться. У многих умирают и матери, и отцы, но жизнь продолжается». Я набросилась на нее и стала кричать, чтобы она убиралась.

Мне стыдно сейчас. Опять вспоминаю слова про «вот эти твои рассказы, ты устрашаешь людей, нафига это все, это никому не нужно, это твои личные переживания, это не делает тебе ничего хорошего, нужно переживать их внутри». Через год после ее смерти у меня появились две очень близкие подруги. Мне всегда было обидно, что они не знают ее. И потом я встречала людей, с которыми я хотела ее познакомить, но это было невозможно. Я пыталась ее воскресить своими рассказами. Но людям не особенно понятно, почему ты говоришь о человеке, которого они не знают.

«Что я хотела делать всю первую неделю? Включить музыку. Слушать музыку. Но ведь нельзя, не положено, траур!»

Был июль. Я была в черном шерстяном гольфике. Я стояла на коленках, меня никто не трогал, гроб засыпали землей. Я думала, что если сейчас брошусь в могилу, то уйду за мамой вслед. Хочу ли я этого? Решила, что все-таки нет.

Когда мама умерла, мне в тот же день пришла очень странная мысль в голову: «Теперь я полностью свободна от всего. Теперь только я распоряжаюсь своей жизнью. Мне больше никто ничего не будет диктовать. Я собираю свои вещи и уезжаю в Питер». Но мне сказали: «Нет, ты должна поступать в университет в Минске, иди сдавай экзамены».

Что я хотела делать всю первую неделю? Включить музыку. Слушать музыку. Но ведь нельзя, не положено, траур! Я подумала, что нет, я должна. Начала слушать очень много музыки и готовиться к поступлению. Понесла документы и столкнулась со своим новым статусом. В графе «родители» было указано, что матери нет, а отец со мной не живет. Девочка, которая принимала документы, сказала: «Вы должны подавать на льготы». Она начала мне совать какие-то бумаги и подозвала замдекана. А он начал на меня орать: «Приходят тут всякие, просят каких-то льгот». Я выскочила оттуда. Потом меня вернули, но я сказала, что никаких заявлений подавать не буду.

Я сдала экзамены, поступила в университет и решила вообще никому не рассказывать эту историю. Я буду как все. В начале сентября, когда случилась первая общая попойка и все стали задавать друг другу разные вопросики, первое, что у меня спросили: «Скажи честно, а это ты та девочка, у которой нет мамы?»

На первом курсе у нас был экзамен по психологии. Мне попался вопрос про психологические защиты. Я что-то рассказываю, а потом преподаватель мне задает вопрос: «А какая у тебя психологическая защита? Поставь себе диагноз». Я не задумываясь говорю: «Отрицание». – «Да, верно. Ты отрицаешь что-то очень важное в своей жизни как несуществующее».

Прошло два года. Я стала активно заниматься музыкой и писать песни. Они были, конечно, невеселыми. Меня несло. Все те описания тела, которые я печатала тогда на компьютере, я не могла больше носить в себе и начала в подробностях рассказывать, как все тогда произошло.

«Я не могу плакать, когда кто-то умирает. Я просто отключаю какую-то часть эмоций»

Бабушке привезли тогда все мамины вещи, в которых она была, и сказали, чтобы она их постирала. Я помню, как она стоит в ванной, стирает мамины джинсы, а ванная вся в крови. Она сливает воду, снова стирает – и опять. И так несколько раз. Я потом носила эту одежду. Думала, что это придает мне силы и мне теперь вообще ничего не страшно. Я теперь могу все и никто не смеет меня обидеть. Такая вседозволенность. Потому что ты получил от смерти привет, у тебя забрали самого близкого человека. Сейчас бы я так не стала делать, наверное.

Читайте также:  Антибиотики — Encyclopedia Pathologica

В 18 лет мама обрезала свою косу. Бабушка ее хранит.

Хорошо помню, как дед подсунул мне книгу про Beatles и сказал: «Вот знаешь, у Леннона мама погибла, когда ему было 17 лет».

Долгое время у меня висел большой мамин портрет. Я сняла его буквально неделю назад. Никто не спрашивал, кто это, но все внимательно на него смотрели. Мой возраст менялся, и если раньше люди думали, что это моя мама, то потом – что это моя девушка.

Теперь это неважно. Не нужны портреты, ничего не нужно. Ты никогда не будешь прежней, никогда этого не забудешь, но это будет трансформироваться. Если раньше это была просто жуткая боль, то сейчас – стойкое ощущение недосказанности. Я понимаю, что у меня нет самого близкого друга, которому я могла бы сказать все и который бы меня понял.

Я себя постоянно готовлю к смерти бабушки с дедушкой. Они самые близкие и родные для меня люди. Есть еще родственники, конечно, но не такие близкие. Я пыталась ответить на вопрос, что сделать. Успеть поговорить обо всем? Решить какие-то нерешенные вопросы? Нет. «Сегодня у нас самый счастливый день с тобой. Мы будем делать то, что хотим. Не будем решать никаких вопросов». Невозможно решить все вопросы, все равно что-то останется. Чем дальше, тем больше я пытаюсь деда обнимать и гладить по голове. Я задаю ему вопросы, которые не смела задавать раньше. Обсуждать все темы, которые были закрытыми.

Конечно, я все это делаю для себя. Чтобы было легче. Все, что ты можешь сейчас сделать, ты можешь сделать для себя. Воспоминания ведь не для коллекции существуют. Успеть сделать то, что приносит удовольствие тебе и человеку, который рядом. Жить так, как будто бы ничего не происходит.

Предчувствие смерти. Психологические причины смерти

М.Лодыженский в своей книге «Свет Незримый» пишет: «Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием… Смерть — это, в своём роде, главнейший экзамен человеку… насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти… сделало его лёгким или даже радостным…» Во все века христианства, кроме самых последних, люди старались дать умирающему отойти достойно, по-христиански.

Люди, верящие в Бога, в безсмертие души и загробную жизнь, обычно умирают легко, но страшатся скоропостижной смерти или, говоря точнее, боятся не столько самой смерти, сколько последствия ухода души из тела без покаяния, без молитвы, без примирения с Богом. Иное с человеком совсем неверующим. М.Лодыженский пишет: «Что может представлять собою смерть человека, в коем внедрено сознание, что смертью он совершенно уничтожается? Такая смерть — это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния». Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Вот как выразил своё желание один из них: «Если уж нужно умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться». Они хотят умереть без страдания, без мыслей, ничего не чувствуя, — был и нету. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически боится её. В этом их желании — большая ошибка, такой смерти — без мыслей и каких-либо ощущений — они не получат.

Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и исчезновения личности нет. Даже если он умрёт во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и желании ничего не чувствовать эти безпомощные люди, полные страха, теряют весь период терминального роста души, полного радости и примирения. Нам, наоборот, нужно благодарить Бога, если смерть не застала нас врасплох и нам дано время подумать и приготовиться.

Предчувствие смерти

Прежде чем писать о причинах смерти человека, нужно оговориться. Душа бессмертна, поэтому говорить можно только о причинах смерти тела и, что не совсем одно и то же, о причинах выхода души из тела. Нет, конечно, смысла упоминать тяжёлую травму или перечислять разные болезни, разрушающие какой-либо жизненно необходимый орган: здесь причина смерти ясна. Но бывают случаи, когда тело выглядит здоровым и жизнеспособным и когда кажется, что умирать нет никакой причины, а человек тем не менее умирает. Многие хирурги смогут припомнить больного или больную, которые перед неопасной операцией вдруг говорят: «Я операции не перенесу». Это не страх. Говорят они это естественно и спокойно, как о неизбежно ожидаемом событии. Больной был перед операцией обследован — сердце, лёгкие, кровь и всё прочее в порядке, — и тем не менее осторожный хирург оперировать не станет, особенно если когда-то в прошлом он встретился с подобным случаем.

Русский крестьянин прошлого века, обычно старик, но без какой-либо опасной болезни, решает, что его время пришло, и говорит об этом родным. Он надевает белую рубаху, его укладывают на лавке под образами, дают в руки горящую свечу. И он вскоре умирает. Что это было? Предчувствие? Только предчувствие? Скорее всего, это было желание и призыв, подсознательный призыв, смысл которого: «Я уже готов, хочу перейти туда, прими». Можно вспомнить много подобных случаев и ситуаций. Знает это и художественная литература, даже и нашего безбожного века.

Есть рассказ Ф.Абрамова «Последний старик деревни». Автор после многих лет приезжает в свою деревню. Встречает знакомого старика. «Похудел, высох… да ты ли это?» — спрашиваю. «Я, парень, я… на другую фатеру приказано перебираться». Слов утешения старик не принял. «Нет, нет, не утешай, — отгулял своё. На почту это ходил. Деньги на похороны сымал. Было 600 рублей накоплено, всё снял. Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придёт, были угощены». Старик умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце… Спал он обычно на своей кровати, а тут вдруг запросился на пол. Взрослые дети устроили его на полу. «А теперь Матрёна (жена) пущай ляжет рядом со мной». Дети пытались отговорить — «нехорошо ведь», но он настаивал. Матрёну, уже три года бывшую не в своём уме, положили рядом с ним. К ней, видимо каким-то чудом, в эту минуту вернулся рассудок, и она неловко охватила мужа суковатыми руками. «Вот и ладно, — прослезился старик. — А теперь оставь меня одного, я помирать буду». И вскоре на глазах у всех умер».

Смерть, когда не видно никакой физической причины, учёные называют «психологической смертью». Причины они не нашли, но название придумали, и всё выглядит как бы объяснённым. Хорошо известно, что в критическое время тяжёлой болезни исход — жить или умереть — во многом зависит от желания больного. И не только во время опасной болезни. Если человек уверен, что он скоро умрёт, и спокойно говорит об этом как о чём-то очевидном, он, вероятно, скоро умрёт. Ф.М.Достоевский утром 28 января 1881 года спокойно сказал: «Я знаю, я должен сегодня умереть». Вечером он умер.

Желание смерти

Желание и готовность перейти в другой мир, сознательные или безсознательные, чаще возникают у старых людей, но бывают и у молодых. «Природа» часто идёт навстречу такому желанию. Уныние, депрессия, потеря интересов и энергии, разочарование, безцельность жизни рождают желание «уйти от всего этого» и приводят к появлению и развитию разных болезней, включая и рак. Наполеон, ещё далеко не старый и недавно бывший полным энергии, в ссылке на о.Святой Елены теряет всякую надежду, скоро заболевает раком и умирает. Солженицын, имея раковую опухоль, знает, что должен ещё много сказать всему миру, хочет сделать это и выздоравливает. Сильное желание рождает в человеке и в природе какие-то силы, которые способствуют осуществлению его желания. Другим источником жизненной силы, ещё более могущественным, чем желание, может быть вера в Бога и понимание, что наша жизнь и смерть в Божьей воле, а нам нужно просто делать на земле то, к чему мы призваны. Такие люди часто доживают до глубокой старости. У людей же без веры часто появляется ощущение безцельности существования и желание уйти; в результате возникают какие-либо психологические, а потом и физические болезни.

Читайте также:  Методическое пособие Узкие тазы в современном Акушерстве

Психологические причины смерти

Смерть имеет не только внешние, но и внутренние причины. У физической смерти часто есть внутренняя психологическая причина. О роли депрессии и чувства безцельности жизни уже сказано, есть, однако, много и других причин. Любое сильное неожиданное переживание может привести к моментальной смерти. «Умер от испуга» — не только оборот речи. На войне солдат может умереть в момент близкого разрыва снаряда, не получив никаких повреждений. Люди умирают и в приступе глубокого горя или даже при неожиданной большой радости. Пишут, что смерть может быть результатом мысленного внушения, о котором его жертва ничего не знала. В древности и в Средние века верили в действенность заклинаний и проклятий. Причина смерти может быть совершенно тривиальной и непонятной. Смерть может наступить в момент любого мелкого, но острого ощущения, связанного с опасением или ожиданием неприятного.

Один из таких очень горьких случаев произошёл в моей практике. Мой пациент, крепкий мужчина средних лет, получал раз в неделю внутримышечные инъекции. Их можно делать безболезненно, вкалывая иглу в момент шлепка ладонью по ягодице. Шлепок не сильный, должен быть острым и коротким. Боли нет, но от неожиданности больной может вздрогнуть. Мой пациент уже получил две или три такие инъекции, но каждый раз был безпокоен, ожидая безобидного укола. При его последнем визите ко мне, получив укол, он упал ничком на пол без дыхания и без пульса. Я в тревоге бросился поворачивать его на спину, чтобы сделать сердечный массаж, но он вдруг вздохнул, и через несколько минут мы мирно и посмеиваясь беседовали о происшедшем. Я не придал всему этому никакого значения — простой обморок. Через два дня я уехал в месячный отпуск. Следующую инъекцию делал мой заместитель. Произошло то же, что и после моей инъекции. Больной упал, но на этот раз жизнь не вернулась. Он умер.

В известной книге «Откровенные рассказы странника» описан следующий случай. Крестьянский обоз. Подъехали к проточному пруду с ледоходом. Молодой крестьянин испытывает желание выкупаться. Начинает раздеваться. Его отговаривают, не пускают. Он вырывается. «Ах так, ну вот тебе!» — и шутя обливают его холодной водой из ведра. Он вскрикивает: «Ах, как хорошо!» — ложится на землю и умирает. Было вскрытие — ничего не нашли.

Психологическая настроенность имеет громадное значение. Были проведены интересные опыты на крысах. Если обрезать крысам усы, их сопротивляемость падает, и в воде они тонут быстрее, чем крысы с усами.

Ранняя и «бессмысленная» смерть

Смерть, а также и жизнь, какими мы их знаем на земле, могут показаться бессмысленными. Родился ребёнок, его воспитывали и учили, а он умирает, не успев ничего сделать в жизни. Безпомощный старик живёт, а юноша умирает. Невеста умирает сразу после венца. Солдат идёт домой с войны и погибает, попав под автомобиль. Смысл может быть только в том случае, если смерть тела не конец существования личности. Смерть солдата может показаться безсмысленной и несправедливой. На войне он подвергался опасности и жил безрадостно и трудно. Ночи без сна, иногда в холодном и мокром окопе, приходилось и голодать, усталость, грязь. Был ранен и намучился немало. Было, конечно и хорошее: тесная дружба с товарищами, о себе не думал, делился иногда последним куском хлеба, рискуя жизнью, вынес раненого товарища из зоны огня. Теперь война кончилась, и он хотел наверстать потерянное — пожить в своё удовольствие — есть, ну и выпить, и хорошо провести время. Думал о ещё молодой и любимой жене, но… на селе много одиноких женщин… Есть много и других соблазнов, а он ещё молод и после долгих лет войны хочет наслаждаться жизнью. Спасительны такие мысли? Что ждёт его. И вот идёт он со станции домой — и вдруг почти моментальная смерть под автомобилем. Предсмертной болезни не было. А что если бы была? Как перенёс бы он крах всех своих надежд? Примирился бы с судьбой? С Богом? За что ему такая жизнь и смерть?

Что было бы, знает Господь , и Он посылает человеку такую смерть и в такое время, когда человеку это лучше всего.

Жизнь человека на земле нужна только для формирования духа, поисков того пути, по которому душа пойдёт в жизни вечной. Это даёт ответ на все наши недоумения и объясняет раннюю смерть праведников, длинную жизнь плохих людей (которым Господь даёт время понять и изменить свои пути) и все те смерти, которые нам могли казаться безцельными и ненужными. Важны не дарования и способности, которыми мы владеем, а то, как мы ими пользуемся. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Физическая смерть имеет для своего наступления внутренние времена и сроки».

Время нашей жизни и смерти в руках Господа

У смерти есть свои внутренние причины; внешние факторы — болезни и несчастные случаи — ведут к смерти человека тогда, когда дальнейшее земное существование уже не имеет смысла для жизни души. Время нашей жизни и смерти в руках Господа. Час смерти часто связан с духовной миссией человека. Праведник иногда хочет умереть и просит об этом, но Бог может оставить его жить дольше.

Некоторые люди недоумевают, почему Господь не дал нам предвидения смерти, если помышление о ней столь благотворно. Святоотеческие писания поясняют, что это нужно для нашего спасения: «Ибо… человек, задолго предузнавший время своей смерти, проводил бы жизнь свою в беззакониях и на самом исходе из сего мира приходил бы к покаянию. Но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления».

Предвидения смерти нам не дано, но предчувствие смерти бывает нередко. Предчувствие — это не страх смерти, в известной степени они даже противоположны друг другу. Страх смерти чаще всего бывает у нераскаянных людей плохой жизни, отвергающих Бога. Для них смерть означает потерю всего, что они знают и любят. Они её боятся и не хотят, предчувствие смерти у них бывает очень редко. Могут быть предчувствие и боязнь чего-то плохого после смерти, но её близости они не чувствуют. Даже наоборот, до самого конца они могут не видеть явных признаков её приближения, как у Солженицына в «Раковом корпусе»: «Уж кислородную подушку сосёт… а языком доказывает «не умру».

Человек праведной жизни часто предчувствует свою скорую смерть, он не боится, просто спокойно ждёт, а иногда хочет её прихода. После естественной и неисковерканной жизни он и смерть принимает как что-то естественное и нормальное. Вероятно, это похоже на то, как человеку, уставшему от дневных трудов, хочется заснуть. Его смерть будет мирной и лёгкой, как засыпание, как успение.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если у ребёнка завелись глисты
Глисты 1. Симптомы глистов, разновидности глистов: острицы, аскариды и власоглав. Паразитарные заболевания – гельминтозы имеют высокую распространенность и обнаруживаются, согласно...
Что делать, если держится температура 37 °С — Лайфхакер
Температура при ОРВИ: какая бывает, сколько держится, нужно ли сбивать? Слегка повышенная или высокая температура при ОРВИ представляет собой защитную...
Что делать, если лопнул сосуд в глазу
Что делать, если лопнул сосуд в глазу Человеческий глаз снаружи покрыт тонкой прозрачной тканью – конъюнктивой. Это слизистая оболочка, в...
Что делать, если укусила оса как убрать опухоль и покраснение в домашних условиях
Что делать при укусе осы в палец страница не найдена Сертифицированные препараты, безопасные для детей, беременных женщин и домашних животных....
Adblock detector