Что должен уметь ребенок в 4 месяца критерии развития мальчика, девочки

Развитие ребенка – что он умеет в 4 месяца

Четвертый месяц жизни малыша сопровождается «бурным» социальным и физическим развитием. Перед вами больше не беззащитный карапуз, а стремительно прогрессирующий человечек, который будет радовать вас новыми достижениями и умениями все чаще.

Вам интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какими у него должны быть вес и рост, питание, регулярный уход? Вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете

Новые возможности

Любые движения доставляют крохе несказанное удовольствие. Поэтому он постоянно дрыгает ножками, ручками и даже извивается всем телом. Тонус мышц постепенно освобождает ребенка, и теперь он учится управлять своим туловищем. Особенно успеха «добиваются» ручки. Что же может 4-х месячный малютка?

  • Участвовать в процессе кормления – поддерживать бутылочку или мамину грудь.
  • Дотянутся, потрогать и взять интересующий его предмет.
  • Разгибать ручку самостоятельно, так как она освобождается от тонуса.

Не отстают и ножки карапуза. Чувствуя опору, малютка пинается и отталкивается от нее. На четвертом месяце жизни он активно развивает мышцы, сгибая и разгибая нижние конечности. Но, несмотря на регулярные тренировки, ребенок еще слишком слаб. Поэтому нельзя допускать того, чтобы маленький спортсмен переносил вес своего тела на ножки.

Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие ребенка в 4 месяца? Стоит совершенствовать те навыки, которые уже доступны крохе на четвертом месяце жизни:

  • повороты головы в разные стороны;
  • удерживание шеи в положении лежа на животе;
  • приподнимания с опорой на предплечья (тоже на животике);
  • распрямление ножек;
  • захват игрушек.

Даже если вам кажется, что малютка отстает от сверстников – не торопите события. Развитие индивидуально и зависит от того, какой вес, рост, характер и наследственность у малыша. Поэтому не сажайте его (даже с поддержкой), не ставьте на ножки, не заставляйте удерживать головку дольше, чем кроха может. Развивайте те умения, которые у малютки уже имеются.

Режим дня

В четыре месяца жизни уход за малюткой становится немного проще. Почему?

  • Кроха дольше спит по ночам (до 6 часов), чем существенно облегчает жизнь новоиспеченным родителям.
  • Интервал между кормлениями увеличивается. Ребенок ест обычно не чаще, чем один раз в 2–3 часа. По этой причине вес и рост перестают так стремительно увеличиваться, как раньше.
  • Почти сформированы органы пищеварительного тракта, и малютку не беспокоят колики, газики, боли. Поэтому и поводов для плохого настроения меньше.
  • Маленький человечек обходится без сна до 2 часов. Этого времени достаточно для ежедневных развивающих занятий.

Распорядок дня карапуза заметно меняется. Обычно малыши сами перестраивают свой режим, но есть и такие детки, которые делать это самостоятельно не могут.

Присмотритесь к своему ребенку. Если он капризничает к вечеру, долго не может уснуть и часто ведет себя «вяло» — настраивать распорядок придется вам. Конечно, речь идет не о строгом режиме, соблюдать который с маленьким ребенком практически невозможно. О чем же тогда идет речь, что нужно делать маме?

    Организовать день так, чтобы карапуз исчерпал весь запас энергии и устал к вечеру.

Придерживаясь режима дня, не забывайте и о гибкости. Прислушивайтесь к потребностям малыша. Если спать еще не пора, но он уже трет глазки – забудьте о распорядке и не мучайте ребенка.

Питание

Обычно 4-х месячный ребенок кушает до 10 раз днем и 2–3 раза ночью. Оттого, чем питается малыш, зависит его вес и рост. Искусственное питание должно быть строго ограничено. Поэтому детки, которые едят смесь, редко отличаются «выдающимися» формами и если опережают сверстников, то в основном из-за богатой наследственности.

Питание материнским молоком предпочтительнее для малышей, так как оно имеет идеальный состав, к тому же стерильно и гипоаллергенно.

А еще оно доступно в любое время, так как обычно современные мамы кормят карапузов по требованию, а не расписанию. Неудивительно, что детки, которые находятся на грудном вскармливании, имеют часто больший вес, рост и выглядят крупнее малышей-искусственников.

В четыре месяца жизни ребенка некоторые родители вводят первый прикорм. Что уже можно таким крохам?

  • Натуральные соки без сахара;
  • специальные чаи (продаются в отделах питания для детей, аптеках);
  • однокомпонентные пюре из овощей (кабачок, брокколи) и фруктов (яблоко, груша);
  • если у малютки недостаточный рост и вес – вводятся каши, приготовленные на мамином молоке или привычной смеси.

Вес мальчиков – от 5,5 до 8,5 кг. Девочек – от 5 до 8 кг.

Рост мальчиков – от 60 до 68 см. Девочек – от 58 до 62 см.

ВОЗ не рекомендует докармливать грудных детей до 6 месяцев, особенно в случае, если они итак отлично набирают вес. А для деток-искусственников 4-х месячный возраст считается оптимальным для введения прикорма.

Развитие зрения и слуха

На четвертом месяце жизни малютка способен вертеть головкой в разные стороны и смотреть на то, что ему интересно. Благодаря такой активности появляются новые возможности. Что умеет ребенок в 4-х месячном возрасте?

  • Отличает чужих людей от родных;
  • узнает знакомые предметы и с любопытством присматривается к новым вещам.

Простые, казалось бы, навыки – первые проявления того, что малыш способен квалифицировать объекты.

Прогрессирует и звуковое восприятие. 4-х месячный ребенок узнает голос мамы от остальных, понимает интонацию речи, активно ищет источник звука. Такое развитие не осуществляется изолированно – только заботливые родители и полноценный уход помогают крохе успешно осваивать подобные навыки.

Что могут делать мама и папа?

  • Как можно чаще общаться с малышом;
  • при общении менять интонацию, темп речи и ее громкость;
  • включать ребенку музыку;
  • читать сказки и стихи, рассказывать потешки и веселые прибаутки.

4-х месячный ребенок отличает спокойную музыку от плясовой и по-разному на нее реагирует. Поддерживайте кроху – танцуйте вместе с ним! Такая игра обязательно порадует маленького плясуна и вас.

Первые зачатки речи

Вы думаете, малютка еще не понимает, что вы говорите? Зря, потому что именно на этом этапе жизни ему становится доступна наша речь. Он не только улавливает ваше настроение по интонации, но и узнает некоторые слова, которые слышал чаще всего.

Рост речевого развития обусловлен не только ее пониманием, но и воспроизведением. Маленький человечек «гулит», напевает гласные звуки и даже участвует в диалогах с родителями. Отвечайте карапузу, поддерживайте «беседу», повторяйте за ним слоги и вводите новые. Ваш собеседник будет так счастлив общению с вами!

Социальное развитие

Что еще нового появится в этот период в вашей жизни? Малютка требует все больше маминого внимания, буквально не слезая с ее рук. Повседневный уход за ребенком – лишь малая часть того, что от вас требуется теперь.

Карапуз нуждается в объятиях, совместных играх, поцелуях и эмоциональных беседах. Он не только улыбается вам, но и заливисто хохочет, радуясь общению с мамочкой.

Чем нежнее и добрее вы будете к малютке, тем жизнерадостнее и счастливее он будет. Не бойтесь избаловать ребенка, даже если у вас мальчик (некоторые мамы опасаются того, что «изнежат» будущего мужчину). Благоприятная атмосфера в семье и чуткое отношение к малышу – лучший старт для счастливого будущего нового человечка!

Подведение итогов

Развитие ребенка в 4 месяца жизни характеризуется следующими особенностями:

  • вес и рост увеличиваются не так стремительно, как раньше;
  • кроха умеет смеяться;
  • высоко поднимает голову, лежа на животе;
  • хорошо удерживает головку;
  • поворачивается набок;
  • берет руками предметы;
  • уход за малюткой становится немного проще за счет длительного ночного сна и редких кормлений.

Мы рассказали вам о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца по педиатрическим стандартам. Если ваш кроха к этому периоду жизни еще что-то не освоил, не расстраивайтесь.

Развитие детей очень индивидуально и может отличаться от общепринятых норм на целый месяц! Гордитесь тем, что уже умеет ваш малыш, хвалите и поощряйте его за успехи. Благодаря вашей любви и заботе ребенок будет с удовольствием познавать окружающий мир, радуя вас своими новыми достижениями.

Развитие ребенка по месяцам до года

Основные рекомендации:

  • Грудное вскармливание. Воз рекомендует кормить до 2 лет
  • Будьте бдительны с опасными для ребенка предметами — те которые он может проглотить или покалечить его. Более подробно читайте по ссылке.
  • Максимально общайтесь с ребенком, играйте с ним. Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.
  • Побольше гуляйте на свежем воздухе.
  • Купайте ребенка, следите за его гигиеной. Чистите носик, подрезайте ноготки.

Периоды развития

  • От рождения до месяца
  • От 1 до 2 месяцев
  • От 2 до 3 месяцев
  • От 3 до 4 месяцев
  • От 4 до 5 месяцев
  • От 5 до 6 месяцев
  • От 6 до 9 месяцев
  • От 9 до 12 месяцев

От рождения до месяца

Новорожденным считается ребенок в первые 28 дней жизни. Первый месяц малыш почти все время — до 20 часов — спит. Малыш адаптируется к новым условиям. Он еще плохо видит и слышит и очень нуждается в маме.

Психофизическое развитие

В течение первого месяца новорожденный прибавляет к изначальной массе около 600 граммов, к росту 3 сантиметра, окружность головы увеличивается на 1,5 – 2 сантиметра.

Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

  • к середине второй недели жизни умеют фиксировать взгядом предмет (медленно перемещайте вправо-влево на растоянии 40-50 см яркую игрушку)
  • с середины второй недели реагирует на громкий резкий звук (вздрагиванием и миганием).
  • c трехнедельного возраста ребено фиксировует неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы.
  • к четвертой неделе движения глаз становятся упорядоченные и более плавные.
  • к концу четвертой недели начинает улыбаться.

Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.

Важное в этот период :

  • Налаживание грудного вскармливания. Грудное вскармливание имеет ряд преимуществ и большинство мамочек стараются его наладить. С маминым молочком ребенок получает ряд уникальных компонентов и веществ, защищающих детский организм. Молочко всегда нужной температуры, оно стерильно и всегда доступно ребенку. При грудном вскармливании упрочняются взаимоотношения ребенка и мамы. Грудничек чувствует себя в безопасности. Ребенка рекомендуют начать прикладывать к груди еще в роддоме. Обратите внеимание:
    • Молоко появляется у матери на 3-4 день после родов. Для стимуляции лактации рекомендуют частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка (получается до 10–12 кормлений за сутки).
    • Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша — он должен захватывать весь околососковый кружок. Так как при сосании ребенок захватывает воздух, он может срыгивания , когда выходят излишеки накопившегося воздуха, является очень важной. Поэтому для улучшения выхода воздуха рекомендуют после кормленич подержать ребенка в вертикальном положении, что бы воздух побыстрее вышел.
    • Если захват при сосании неправильный, ребенок может травмировать сосок, на нем могут возникнуть трещины. Для решения этой проблемы целесообразно использовать кремы и мази, накладки на соски.
    • Некотрые мамы жалуются на излишний напор молока, ребенок просто захлебывается. В этом случае важно поэкспериментировать с позами для кормления.
  • Заживление пупочной раны. Так как при выписке из роддома пупочная ранка еще не до конца зажила, за ней требуется дополнительный уход. инструкции по уходу сообщают в роддоме, а также врач и медсестра при осмотре. Как правило рекомендуют обрабатывать зеленкой, перекисью, хлоргексином и т.д.
  • Вздутие живота и кишечные «колики». Очень часто они проявляются у совмем маленьких детей. Рекомендуют легкий массаж; вертикальное положение на руках у взрослого, контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь или живот матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; , прием плантекса или чаев с укропом, фенхелем, использование специальных лекарств (капель).
  • Ложите ребеночка спать на бочок. Для фиксации можно использовать специальные валики. Сон на спине не допустим, так как ребенок может срыгнуть во сне и захлебнуться в еде.
  • Ребеночка ложить спать необходимо на разные бочки, что бы не было деформации головы и кривошеи.
  • Следите за гигиеной, купайте младенца (после разрешения врача)
  • Одевайте специальные рукавички — антицарапки. Так как ногти у малыша растут быстро, он может поцарапать себя (особенно берегите глаза) и маму (особенно грудь)

    От 1 до 2 месяцев

    Психофизическое развитие

    Ребенок уже адаптировался к окружающей среде и начинает взаимодействовать с ней. У ребенка проявляется характер.

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

    • снижается тонус мышц, ребенок вся чаще вытягиваются ручки и ножки из преимущественно согнутого состояния, к концу месяца полностью открывает ладонь;
    • узнает маму
    • различает звуки, запахи,
    • видит еще недостаточно хорошо, если Вы хотите что то показать — то лучше это делать на растоянии полуметра
    • лежа на животе начинает поворачивать голову, может поднять и посмотреть по сторонам.
    • может начинать лепетать

    Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.

    Важное в этот период :

    • Вешайте игрушки на растоянии не менее 50 см от глаз
    • Избегайте что бы обьекты внимания были с одной стороны. Подгодите к кроватке с разных сторон, вешайте игрушки симметрично.
    • Хотя в 2 месяца ребенок еще не передвигается осознанно, он может перевернуться или развернуться. Поэтому следите, что бы ребенок не упал (особенно при сне или пеленании)
    • Предлагайте для игр легкие погремушки, играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .

    От 2 до 3 месяцев

    Психофизическое развитие

    Ребенок в психофизическом плане развивается с нарастающими темпами, демонстрируя все новые и новые умения. Улучшается зрение.

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

    • активо улыбается. Радостно реагирует на маму, ее голос,
    • лепечет и агукает
    • хорошо держит головку
    • сосет пальци и кулаки
    • у ребенка снижается тонус

    Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.

    Важное в этот период :

    • У ребенка появляется желание общаться. Мама в этот период должна стараться побольше разговарить, рассказывать что происходит вокруг;
    • Предлагайте для игр легкие погремушки, играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .

    От 3 до 4 месяцев

    Этот период многие мамы отмечают, как достаточно спокойный. Мамы уже привыкли к своим функциям, а у ребенка налаживается режим дня. Мама хорошо понимает потребности малыша. Ребенок становится более активным, взгляд и поведение более осмысленным. В большинстве случаев проходят колики. Однако могут начинать беспокоить зубы.

    Психофизическое развитие

    Ребенок в психофизическом плане развивается с нарастающими темпами, демонстрируя все новые и новые умения. Улучшается зрение. Ребенок изучает себя, прислушивается к звукам, которые он издает.

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

    • активно хватает игрушки, бьет по подвешенным перед ним погремушкам.
    • некоторые дети уже переворачиваются с живота на бок и на спину,

    Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.

    Важное в этот период :

    • Не пытайтесь сажать
    • Активно взаимодействуйте
    • выкладывайте на твердую поверхность, желательно на пол. Это даст ребенку большой обзор и не позволит упасть.
    • Играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .

    От 4 до 5 месяцев

    В этом возрасте можно вводить прикорм. Однако такое введение рекомендовано преимущественно детям, находящимся на искуственном вскармливании.

    Психофизическое развитие

    Ребенок становится спокойнее, ночью без пробуждение на кормление он может спать до 6 часов. Обычно колики уже прошли, а зубы еще не беспокоят.

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

    • самостоятельно переворачиваться с живота на спинку и обратно,
    • активно ощупывают предметы, берут в ручки
    • перекладывают игрушки из руки в руку.

    Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.

    Важное в этот период :

    • Не пытайтесь сажать
    • Активно взаимодействуйте
    • Играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .

    От 5 до 6 месяцев

    Ребенок активно изучает и взаимодействует с окружающим миром.

    Психофизическое развитие

    Темпы роста замедляются. Ребенок вырастет на 2см и поправится на 650-700 граммов. заканчивается освобождение от гипертонуса мышц и они начинают слаженно управлять движениями ребенка, согласованно работая для достижения цели движения — перевернуться, дотянуться, взять и попробовать на вкус.

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

    • начинает перемещаться на животике. Некоторые дети сразу ползут назад.
    • ребенок фиксировать и перемещать взгляд, поворачивает головку, наблюдая за движущимся предметом,
    • перестать косить (если это было) глазками.
    • отличает маму, папу и других близких от чужих.
    • лежа на спине приподымает голову и плечи, пытается сесть.
    • в лепете ребенка уже слышки отдельные слоги

    Считается, что больший прогресс в развитии умений показывают малыши, чем больше общаются с ним родители.

    Важное в этот период :

    • Учитывая активизацию движений будьте предельно осторожны. Следите, что бы ребенок не упал.
    • Давая ребенку игрушку, следите за тем, чтобы он брал ее и правой, и левой ручкой — развиваться должны обе руки.
    • Ребенку очень нравится, когда мама или папа повторяют его звуки, он учится лепетать
    • Играйте. Более подробно об играх и игрушках читайте по ссылке Развивающие игры и игрушки .
    • Будьте бдительны, не оставляйте рядом с детьми вещи, которые представляют для них опастность.

    От 6 до 9 месяцев

    Очередная важная веха в развитии ребенка. Обычно в этот период оптимальным считается вводить прикорм. Кроме того, в этот период ребенок начинает двигаться в вертикальной плоскасти, сидеть (с поддержкой или без),ползать. В этот период у большинства детей появляются зубки. У ребенка появляется достаточно четкий график — ночной сон и два дневных сна.

    Психофизическое развитие

    Прибавка в весе — 600г, рост увеличивается на 2см

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

    • ползание
    • сидит и садиться
    • пытается встать
    • в речи отчетливо слышны слоги — ма, та, ба и т.д.
    • интересуется едой взрослых, может просить еду со стола.

    Ребенок настороженно относится к чужим. Может их бояться.

    Важное в этот период :

    • Нельзя торопить ребенка в развитии. следует подождать, пока мышцы окончательно окрепнут до свершений.
    • Не кормите ребенка насильно, вводите прикорм постепенно. Не отвлекайте во время еды мультиками.
    • Вводите не более одного продукта в несколько дней. Это поможет при пищевой аллергии , выяснить точно на какой на продукт эта нежелательная реакция.
    • Избегайте продуктов, которые могут вызвать удушение. Более подробно по ссылке.
    • О введение прикорма подробнее по ссылке
    • Предлагайте ребенку прорезыватели, которые ему будут удобны. У многих детей прорезывание может быть болезненным процессом, поэтому рассмотрите вопрос обезболивания.

    От 9 до 12 месяцев

    Ребенок становится все более самостоятельным. Имеющиеся навыки закрепляются и совершенствуются. В этот период начинает формироваться характер.

    Психофизическое развитие

    Умения новорожденных (сроки указаны приблизительно и у каждого ребенка могут быть индивидуальны):

      Копирует звуки и слоги, произносимые взрослыми
    • Сам садиться
    • Быстро ползает, преодолеват барьеры
    • Стоит у опоры. Самостоятельно встает. Некоторые дети начинают ходить возле опоры, делать самостоятельные шаги.
    • Лазает по ступенькам, залазит и слазит с кровати, дивана и т.п.
    • Откликается на свое имя
    • Владеет пинцетным захватом — берет предметы не всей рукой, а двумя пальчиками.
    • Понимает отдельные слова, например, нет или нельзя, пойдем и т.д.
    • Может доставать предмет при помощи другого
    • Начинает пополнять словарный запас.
    • Машет рукой на прощание.

    Важное в этот период :

    • Побольше разговаривайте с ребенком. Помните, что вы для него пример для подражани
    • Обеспечте ребенку безопасную зону для игр и развития навыков ползанья, стояния, хотьбы.
    • Обучите ребенка залазить и слазить с кресла, дивана.
    • Старайтесь изменять консистенцию пищи ближе к взрослой еде
    • Расширяйте словарный запас малышу. Показывайте различные предметы и животных, говорите их название и имитируйте звуки, которые издает ребенок.
    • В этом возрасте ребенок делает все с оглядкой на маму. Поэтому поддерживайте желаемые действия, и запрещайте нежелаемые.
    • Когда ребенок начинает ходить рекомендуют приобрести ему первую обувь. При этом для профилактики плоскостопия целесообразно приобрести обвувь с жестким задником и специальной подошвой (стелькой)
    • Когда малыш сделает первые шаги, он с удовольствие Дети очень

    Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца

    Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти. Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения. Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

    Грудничок осознанно улыбается

    Основные навыки

    Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.

    Что умеет ребенок в 4 месяца:

    • Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
    • Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
    • Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
    • Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
    • Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
    • Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
    • Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
    • Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.

    Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны. Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.

    Малыш пробует дотягиваться до игрушек

    Отличия девочек и мальчиков

    Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.

    Особенности развития мальчиков и девочек

    Рождаются более зрелыми и приспособленными.

    Легкие больше по размеру, чем у девочек.

    Лучше видят левым глазам.

    Пространственное зрение более развито.

    Распознают синий спектр цветов.

    Выносливее, чем мальчики.

    Хорошая реакция на громкий звук.

    Лучше распознают лица.

    Два глаза развиты одинаково, зрение – периферийное.

    Распознают красный спектр цветов.

    Раньше начинают говорить, словарный запас более развитый.

    Основные навыки периода, что должен и может уметь малыш в 4 месяца:

    • Головка удерживается очень хорошо, кроха может рассматривать все вокруг длительное время. Начинает пробовать опираться на локти, приподниматься и стоять на руках.
    • Перевороты со спинки освоены полностью. Самые непоседливые карапузы пробуют ползать, помогая себе ножками.

    Обратите внимание! Нельзя оставлять малыша на кровати или диване – в момент переворотов он может упасть.

    • Лежа на спине, пытается сесть, приподнимая голову и плечи. Можно пробовать стимулировать этот процесс и давать со своих рук ему игрушку – так укрепиться плечевой пояс.
    • Отрабатывает «пинцетный» захват. Малыш пытается ко всему прикоснуться, удержать руками, управлять ими. В кроватке кроха все трогает и стимулирует работу кончиков пальцев.
    • В моменты игры, общения начинает выражать эмоции: радость, удивление, тревогу или начинает плакать. Спектр эмоций становится шире.
    • Гуление становится длительным. Порой, просыпаясь ночью, он может долго разговаривать, вести «беседы» с собой. Произнося какие-то звуки, он пытается прислушаться к ним.

    Физическое развитие

    Этот месяц показателен в том, что большинство рефлексов угасает: пропадает хватательный рефлекс, малыш сам выбирает, какую игрушку ему взять. Параметры веса и тела прибавляются: масса тела может вырасти на 750 граммов, рост – на 2,5 см.

    Краткая таблица физических показателей

    Какие есть проявления в физике:

    • Кроха перестал «цвести» – прыщики исчезли.
    • Усиливается слюноотделение. Это происходит по причине того, что кроха пытается все попробовать на «зуб», тянет все в рот. У некоторых малышей могут начать появляться зубки в 4.5 месяца.

    Дополнительная информация. Стоит убирать подальше от малыша мелкие детали, игрушки, пуговицы и горошины – малыш может ими задохнуться либо проглотить.

    Восприятие окружающего мира

    К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

    С любопытством малыш изучает все вокруг

    Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно.

    Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

    Социальные навыки

    Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.

    Что нужно освоить младенцу в социальном плане:

    • Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
    • Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.

    Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

    • Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
    • Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
    • Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
    • Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
    • Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
    • Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.

    Дополнительная информация. Особенную радость приносит маме и папе «комплекс оживления» крохи: увидев родителей, он начинает смеяться в голос, барахтаться конечностями и пытаться ухватить руки любимых близких.

    Психоэмоциональное развитие

    У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.

    Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:

    • Оживление при виде знакомых лиц.
    • Увидев маму, радостно щебечет и гулит.

    Ребенок всегда рад своей маме, излучает радость и улыбку

    • Радуется своему отражению.
    • Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
    • К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
    • Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
    • Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
    • Прислушивается при произношение своего имени.
    • Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
    • Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.

    Что способствует развитию

    Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

    • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
    • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
    • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
    • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
    • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
    • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
    • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
    • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
    • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

    Наличие специальных игрушек способствует развитию

    Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение.

    Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

    • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
    • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
    • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
    • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
    • Постоянный разговор с крохой.
    • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

    Когда стоит беспокоиться

    Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

    Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

    • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
    • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
    • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
    • Нет интереса к игрушкам и играм.
    • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

    Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

    • Не переворачивается или не пробует.
    • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

    Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

    Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

    Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

    Видео

    Читайте также:  Опустился живот при беременности - пора рожать
Ссылка на основную публикацию
Что делать, если у ребёнка завелись глисты
Глисты 1. Симптомы глистов, разновидности глистов: острицы, аскариды и власоглав. Паразитарные заболевания – гельминтозы имеют высокую распространенность и обнаруживаются, согласно...
Что делать, если держится температура 37 °С — Лайфхакер
Температура при ОРВИ: какая бывает, сколько держится, нужно ли сбивать? Слегка повышенная или высокая температура при ОРВИ представляет собой защитную...
Что делать, если лопнул сосуд в глазу
Что делать, если лопнул сосуд в глазу Человеческий глаз снаружи покрыт тонкой прозрачной тканью – конъюнктивой. Это слизистая оболочка, в...
Что делать, если укусила оса как убрать опухоль и покраснение в домашних условиях
Что делать при укусе осы в палец страница не найдена Сертифицированные препараты, безопасные для детей, беременных женщин и домашних животных....
Adblock detector