Характеристика кризиса семи лет

Кризис 7 лет у ребёнка: что делать с маленьким «взрослым» в семье?

Возрастной кризис у ребёнка 7 лет — сложный момент для всех. Ещё вчера ходившие в детский сад малыши вдруг превращаются в серьёзных первоклассников. Появляется много новых обязанностей и требований, претерпевает существенные трансформации режим дня, изменяется отношение взрослых. Не удивительно, что психика переживает настоящее потрясение.

Кто-то из родителей пытается подавить кризис на корню. Другие, наоборот, относятся к нему слишком спокойно как к закономерному этапу в развитии ребёнка. Но ни один из этих подходов не является верным. Нужно разобраться в этом коллапсе и научиться правильно себя вести, чтобы не навредить детской психике и не стать причиной формирования комплексов и разрушающих личность паттернов поведения.

Суть кризиса

Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный. Ему в своих работах уделял особое внимание Л. С. Выготский. Многие родители считают, что они осведомлены о том, что в этот момент происходит с их чадом: он адаптируется к учёбе — и в этом вся проблема. На самом деле трудности этим не ограничиваются.

В 7 лет ребёнку приходится не только привыкать к новому образу жизни. Он начинает осознавать своё социальное «я», пытается установить более тесные контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность. Впервые он ощущает себя не только как физически существующего человека, но и свою психическую сущность, свой внутренний мир, который отличает его от всех остальных.

От такого многообразия новых ощущений ребёнок пребывает в состоянии шока. Но при этом надо быстро и органично вливаться в школьную жизнь, реагировать на вызовы со стороны окружающих.

В 7 лет у ребёнка формируются психологические новообразования, которые определяют суть данного кризиса. Их чётко прописывает возрастная психология:

  • произвольность и опосредованность;
  • осознание и обобщение собственных переживаний;
  • подчинение взаимоотношений определённым правилам;
  • вхождение в более широкую социальную общность, осознание себя в новой социальной роли.

Именно эти новообразования становятся ядром кризиса 7 лет и причиной тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться и ребёнку, и его окружению.

Причины

Если вникнуть в психические новообразования, формирование которых сопровождает кризис семи лет, станет ясно, что именно они являются основными причинами трудностей.

Произвольность и опосредованность

Ранее ведущей и почти единственной деятельностью была игровая. Она характеризовалась непосредственностью и непроизвольностью. Перед ребёнком не ставили конкретной задачи: нужно выучить все цвета. В процессе игры знания приходили сами за счёт любопытства, веселья, интереса.

Теперь ведущей деятельностью становится учебная. Несмотря на присутствие в ней игровых моментов, она существенно отличается от тех методик обучения, которые использовались в детском саду. Здесь перед ребёнком ставятся и проговариваются конкретные цели: выучить стихотворение, запомнить звуки и буквы, решить примеры.

Каждое действие становится опосредованным, т. е. ребёнок понимает, зачем он его совершает и к какому результату оно приведёт. Это накладывает на него ответственность. Он должен выполнять требования, задачи, цели, правила и ограничения. После детсадовской относительной свободы он начинает ощущать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса. С другой стороны, он может их нарушить — у него появляется выбор, как осознанно повести себя в той или иной ситуации.

Осознание внутренних переживаний

В 7 лет происходит осознание своего внутреннего «я». Оказывается, что, кроме физической, существует ещё и психическая оболочка. Конечно, ребёнок не знает таких сложных для него терминов. Но он понимает, что, кроме телесных нужд, в нём есть ещё нечто, что отвечает за совершенно другие потребности.

Если раньше малыш просил дать ему шоколадку, он удовлетворял свой голод и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорождённому члену семьи — ему просто не хватало объятий и заботы.

Теперь ребёнок осознаёт, что он хочет получать «пятёрки» не затем, чтобы утолить голод или ощутить физическое удовольствие. Он делает это для того, чтобы не разочаровать родителей, оправдать надежды учителя, самоутвердиться среди одноклассников.

Пример из практики. У мальчика была врождённая хромота. Дворовые ребята обзывали его, не хотели брать с собой играть в футбол. Несмотря на это, до 7-летнего возраста он продолжал выходить на улицу каждый день и проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его неохотно брали, но при этом обвиняли в любом пропущенном мяче. Когда наступило время кризиса, ребёнок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу других неприятных ощущений от того, что к нему так относятся. Он стал стесняться и перестал выходить во двор к ребятам. Типичная ситуация, когда ощущение себя физического трансформируется в ощущение себя психического.

Это создаёт определённые проблемы, потому что внутреннее «я» оказывается крайне противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять. С другой, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят. Возникает ситуация выбора, с которой ребёнок сталкивается ежедневно по несколько раз. И это тоже становится причиной кризиса.

Взаимоотношения по правилам

Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.

Ребёнку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощённым за очередной промах. Это становится ещё одной причиной кризиса.

Новые социальные роли

Первая новая социальная роль — школьник. А вместе с ней — отсиживание уроков, соблюдение непривычного режима дня, выполнение домашних заданий, учёба, получение хороших отметок, усвоение новых знаний, умений и навыков.

Вторая новая социальная роль — одноклассник. А с ней — конкуренция, дружба, симпатии, совместные игры, мелкие группировки внутри класса, выполнение определённых обязанностей (старосты, физорга).

Ребёнок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих. Для родителей, родственников, соседей он теперь — именно школьник. Из-за того, что требования возрастают, он начинает считать себя взрослым. Но на самом деле он таковым не является. Это нередко становится причиной конфликтов и, соответственно, кризиса.

Поэтому дети в 7 лет часто предъявляют родителям свои требования, совершенно справедливые, по их мнению: «Я теперь буду ложиться спать позже!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утрам!». И обязательно добавляют: «…потому что я теперь взрослый(-ая)!» или «…я уже не маленький(-ая)». Когда претензии не выполняются, они это глубоко переживают.

Каждое из этих новообразований так или иначе связано с адаптацией к школе. Поэтому многие ошибочно считают именно её причиной кризиса 7 лет. На самом деле, даже если ребёнок в силу каких-то обстоятельств идёт в 1 класс позже, проблемный период всё равно наступает своевременно.

Признаки

Родителям полезно знать, как проявляется кризис 7 лет, чтобы быть уверенными, что он наступил, и не спутать с другими, кратковременными и контекстными личными проблемами.

  • не слушается, не выполняет просьбы, своевольничает;
  • хочет казаться взрослее (подражает старшим, отказывается играть с маленькими);
  • капризничает, становится упрямым и строптивым;
  • болезненно реагирует на любую критику;
  • воспринимает всё в негативном свете;
  • подвержен резкой смене настроения;
  • целенаправленно что-то делает и говорит (обзывается не из-за состояния детского аффекта, а осознанно причиняет боль), открыто выражает своё недовольство и протест;
  • обесценивает прежние идеалы: ломает любимые игрушки, говорит запретные фразы, становится жестоким и деспотичным.
Читайте также:  Что можно кушать после отравления

При этом в наборе должно идти не менее 3-4 симптомов возрастного кризиса. В ином случае они будут продиктованы лишь контекстной ситуацией. Например, если у ребёнка был трудный день, он переутомился и устал, он может вечером покапризничать и отказаться лечь спать вовремя. Но это вовсе не будет означать наступление переломного момента.

Нередко в 7 лет при неправильном отношении родителей к кризису или общей неподготовленности ребёнка к школе у последнего может развиться определённый симптомокомплекс. Если его вовремя не заметить, он доставит в будущем немало хлопот.

В ответ на кризис сначала формируется внутренний протест (против новых социальных ролей, непривычного режима жизни, школы, поведения родителей, личности учителя). Страдания ищут выхода и выливаются в активный протест (отказ делать домашние задания, идти на уроки, выполнять требования учителя). Это сказывается на соматике (скачки давления, холодный пот, учащённое сердцебиение, тремор конечностей, снижение работоспособности и концентрации внимания). Заканчивается данная цепочка общей невротизацией, с которой приходится обращаться к профильному специалисту.

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии всё далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители пытаются подготовить их к учёбе заранее. Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, максимально приближенными к школьным. Ребёнок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки, которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то время обнаруживается второе и т. д.

Как утверждают психологи, возрастной кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Как вести себя: советы психолога

Итак, кризис 7 лет наступил, и с этим надо что-то делать. Однозначно нельзя пускать эту ситуацию на самотёк, думая, что всё само закончится без последствий. Психологи дают чёткие рекомендации, что делать родителям и учителям в этот непростой период, как пережить его самим и ребёнку без психотравм и ярко выраженных конфликтов:

  1. Требования и приказы заменить просьбами.
  2. Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.
  3. Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.
  4. Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.
  5. Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).
  6. Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями.
  7. Вместе с ним соблюдать режим дня.
  8. Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
  9. Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Не повышать голос.
  2. Не критиковать учителя и других взрослых в присутствии ребёнка.
  3. Не нарушать тех правил, которые он должен соблюдать.
  4. Не тащить сразу в больницу или на приём к психотерапевту.
  5. Не относиться к нему как к маленькому. Понять и принять первый этап настоящего взросления.
  6. Не паниковать, не обвинять себя в неправильном воспитании.
  7. Не наказывать физически.
  8. Не ограничивать в общении со сверстниками.
  9. Не сравнивать с другими, не критиковать, а мягко (и только наедине!) указывать на ошибки.
  10. Не игнорировать проблемы в школе (будь то неуспеваемость или конфликты с одноклассниками).

Если кризис 7 лет становится настоящей катастрофой, родителям может понадобиться помощь педагога или школьного психолога. Главное — сообщить им о проблеме, о неуправляемом поведении новоиспечённого школьника. Они помогут ему адаптироваться, найдут профессиональный подход, поработают с ним индивидуально. Учитель сможет уделять ему больше внимания, изменить к нему какие-то требования, чтобы облегчить переход из детского сада в начальную школу.

Гендерные особенности

Кризис 7 лет по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Эти нюансы обязательно нужно знать родителям, чтобы скорректировать свою помощь и поддержку в этот непростой период. Дети к этому возрасту уже начинают осознавать свои гендерные различия, и это сказывается на поведении.

Проблемы с девочками

Несмотря на кризис, 7-летняя девочка чаще всего — прилежная ученица, которая отличается усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но все внутренние противоречия, которые она умело маскирует в школе при учителе, прорываются наружу либо в общении с одноклассницами, либо дома. Девочки, общаясь между собой, много врут друг другу, конкурируют во внешности. Часто конфликтуют с мальчиками. Родителям нередко закатывают истерики: хочу надеть это платье, проколите мне ушки, купите мне косметику и т. д.

Взрослые должны направить творческое начало девочек в нужное русло: поддерживать успехи в учёбе, хвалить за положительные качества, записать в кружки (рукоделия, танцев, пения).

Проблемы с мальчиками

Семилетнему мальчику самое главное — демонстрация всему миру себя и соперничество. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы самоутвердиться. Ему интересно оружие, компьютерные игры, техника, спорт — всё, кроме учёбы. Эмоциональный фон крайне не стабилен в силу именно гендерных особенностей. Не умеет держать чувства в себе. Трудно приучается к монотонной работе. Авторитетом часто становится старшеклассник не с самой хорошей репутацией.

Чтобы помочь мальчикам преодолеть кризис 7 лет, нужно по максимуму заинтересовать учёбой, разнообразить школьные будни, позволять выплёскивать скопившиеся чувства. Помогут усмирить «бурю» спортивные секции.

Последствия

Если кризис 7 лет будет успешно пережит, это скажется на формировании положительных паттернов поведения и психических новообразований:

  • правильное, ответственное, положительное отношение к учебному процессу;
  • богатая эмоциональная палитра;
  • осознанные социальные роли, которыми он гордится;
  • хобби, увлечения, предрасположенность к конкретной деятельности.

Если кризис 7 лет был осложнён неправильным поведением родителей, конфликтами с учителями или одноклассниками, внутрисемейными проблемами, это может отрицательно сказаться на детской психике. Из самых частых последствий:

  • потеря интереса к учёбе — проблемы с успеваемостью;
  • обострённое восприятие критики;
  • низкая самооценка;
  • развитие внутренних комплексов;
  • агрессия и жестокость — девиантное поведение, открытые межличностные конфликты;
  • социальная и школьная дезадаптация — замкнутость;
  • потеря доверия и близкой связи с родителями.

Кризис у ребёнка 7 лет — явление закономерное, типичное для развития в данном возрастном периоде. Но это вовсе не значит, что взрослым нужно набраться терпения и просто переждать этот «шторм», ничего не предпринимая. Такое чрезмерное спокойствие может обернуться серьёзными проблемами в будущем. При недостатке внимания со стороны родителей, при отчуждённом отношении учителей у детей формируются неправильные паттерны поведения и внутренние комплексы, от которых потом избавляться придётся только с помощью психологов или даже психотерапевтов. Поэтому так важно знать, как себя вести на данном этапе и как помочь маленькому школьнику преодолеть все возникающие трудности без последствий.

Кризис семи лет

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Читайте также:  Как вывести глисты - блог медицинского центра ОН Клиник

  • Причины кризиса семи лет
  • Патогенез
  • Симптомы кризиса семи лет
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Рекомендации при кризисе семи лет
  • Профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Патогенез

Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

  • Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
  • Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
  • Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Кризис 7 лет у ребенка — причины, характеристика и особенность

Часто родители старших дошкольников сетуют на то, что в преддверии школы послушный ребенок вдруг превращается в неуправляемого. Он начинает нарушать дисциплину, грубить старшим, все отвергать, конфликтовать с ровесниками. Сущность такого поведения – в наступлении очередного кризиса.

Семилетний ребенок испытывает трудности при переходе на новую социальную позицию

Характеристика кризиса 7 лет

Возраст 6-7 лет – трудный период и для детей, и для родителей. В психологии он известен как кризис семи лет. Его отличительной чертой становятся изменения психики ребенка. Считается, что они связаны с новым социальным статусом: необходимостью стать школьником. В результате меняется привычный образ жизни малыша, появляются новые обязанности, формируются более сложные знания и самооценка.

Важно! Родителям нужно настраиваться на то, что кризис продлится несколько месяцев. Психологи советуют запастись терпением и стремиться к тому, чтобы с наименьшими потерями и наибольшей выгодой выйти из него.

Кризис 7 ми лет вызван особенными причинами:

  • На начальном этапе ребенок осознает, что скоро станет школьником. К этому его подталкивают собственные размышления и окружающие. Дома ведутся разговоры, что нужно выбрать хорошую школу, записаться к сильному педагогу, подготовиться к обучению: научиться читать, писать, считать.
  • На втором этапе формируется произвольность действий. Он – уже не малыш, который добивается желаемого плачем, а вполне самостоятельный человек. Будущий школьник может отстаивать свою точку зрения без истерик, с помощью объяснения поступков, управлять эмоциями, произвольностью психических процессов. Если родители не видят перемен и продолжают относиться к чаду по-прежнему, у него могут проявляться упрямство, негативизм, конфликты с окружающими.
  • На третьем, самом главном, этапе проявляется основное: принятие дошкольником нового статуса «я – школьник». Важно поддержать его в освоении новой социальной роли, дать возможность почувствовать себя взрослым. Домочадцам надо не мешать, а умело управлять действиями дошколенка.
Читайте также:  Рентгенограмма, КТ, УЗИ при раке пищевода

По каким признакам определить начало

Главное – не пропустить начало кризиса. Родители первыми увидят начальные признаки. Их правильные действия помогут ребенку «перерасти» проблему, чтобы в дальнейшем не пришлось бороться с комплексами из детства.

Признак начавшегося кризиса легко заметить по изменившемуся поведению ребенка, помогут элементарные тесты, доступные каждому родителю. Если есть такие симптомы, как пререкание со старшими, непослушание, вспышки гнева или, наоборот, заниженная самооценка, замкнутость, утомляемость, можно с уверенностью признать наличие кризиса.

Психологи подчеркивают, что о наступлении кризиса 7 лет у ребенка свидетельствуют поведенческие реакции детворы:

  • Нарочитая пауза как реакция на требования взрослых (дошкольник или совсем не исполняет указание, или всячески затягивает выполнение).
  • Частые препирательства – просьба взрослого вызывает бурю возмущения, чадо яростно оспаривает даже справедливое замечание. Показателен такой аргумент: «Да-а-а, ему можно, а мне нельзя!».
  • Обманная реакция, направленная на скрытие отрицательных поступков при нарушении правил.
  • Демонстративное невыполнение привычных обязанностей, которые раньше выполнялись ребенком безоговорочно.
  • Приобретение самостоятельности и верное стремление к ней как реакция на новые дела и обязанности, которые будущий школьник раньше не выполнял.

Истерики и непослушание в семь лет – это кризис?

Взрослые часто задаются вопросом, являются ли истерики и непослушание дошколенка на седьмом году показателем кризиса. Краткий ответ такой: если послушный и спокойный малыш в одночасье превращается в капризного, все отвергающего, неуправляемого, можно считать, что наступил переломный момент.

Кризис 7 лет сопровождается специфическими поведенческими реакциями ребенка

Однако надо иметь в виду, что некоторые ребята капризничают постоянно. Это может быть вызвано браком семейного воспитания или наличием определенных черт характера. Близкие, хорошо зная свое чадо, всегда могут сравнить его поведенческие реакции в разные периоды и понять ситуацию. Определиться поможет кризисная характеристика, составленная психологами.

Психологические особенности этого этапа

Кризис 7 лет всегда признавался важной психологической проблемой. Его изучением занимались такие корифеи отечественной науки, как Л. С. Выготский и его последователи. Несмотря на все трудности, которые выпадают дошколятам, ученые видели ценность явления в том, что дети при утрате детской непосредственности приобретают произвольность психики. Выделены особенности кризиса, которые хорошо знакомы родителям шести-семилетних детей:

  • Чаще всего приходится сталкиваться с упрямством и негативизмом. Чадо категорически отказывается выполнить просьбу родителя, не вникая даже в суть вопроса. Хуже всего, что дошкольник начинает требовать сиюминутно и не важно, что. Так он самоутверждается в своих глазах.
  • Очень ярко проявляются своеволие и строптивое поведение, готовность настоять на своем. Дошкольник стремится нарушить распорядок жизни, дисциплину. Для него главное – быть независимым любым путем.
  • Волнует близких бурное протестное поведение семилетних ребятишек. Их нужно понять, так как идет адаптация к новому социуму, это не всегда проходит гладко. Отсюда нежелание посещать школу, кружки, выполнять школьные задания.
  • Чадо может обесценивать то, что раньше считалось любимым делом. Например, разломать дорогую игрушку, поссориться с друзьями или родственниками, отказаться от участия в празднике, психовать по любому поводу. К этому нужно отнестись с пониманием, ведь у дошкольника появляются другие идеалы.

Во время кризиса семи лет родители часто сталкиваются с негативизмом и упрямством

Как действовать родителям

Если ребенок 7 лет не слушается, каковы советы психолога? Зачастую родители начинают раздражаться таким поведением своего чада и стремятся всеми силами вернуть его послушание.

Конспект психологических советов для мам и пап, которые срываются на крик, ссорятся со своим чадом, считают ситуацию тупиковой:

  • Помнить, что это временное явление и, как любой кризис, преходящее. Нужно выработать правильную стратегию собственного поведения по отношению к дитя, тогда все придет в норму.
  • Четко относить/разграничивать способы контроля, наказания и поощрения. Жесткие запреты только усугубят проявление негативизма и упрямства. Наоборот, некоторая свобода ребенку просто необходима, чтобы он вырос самостоятельным, умеющим справляться с жизненными трудностями.
  • Иногда нужно разрешить спорить со взрослыми при отстаивании своей точки зрения. Если аргументы, приведенные чадом, действительно веские, стоит признать свою неправоту и похвалить его. Это только повысит родительский авторитет в глазах дитя и поможет сделать общение позитивным.
  • Несмотря на переход к школьному этапу, не стоит безоговорочно лишать дошколят игр и игрушек. Хотя понятно, что выполнять домашние задания и ходить в школу необходимо. Переход от игры к учебе лучше делать постепенным, например, посвятить ему летнее время. Мальчик может соревноваться с папой в решении логических задач, а девочка «играть в школу» по всем правилам.
  • В момент кризиса взрослым лучше всего включиться вместе с ребенком в образовательный процесс, например, готовить вместе реферат, рисунки, поделки для уроков. Это позволит интересными предложениями и разумными советами сгладить острые моменты.

Родители могут помочь ребенку пройти сложный период кризиса

Чего нельзя делать

Наряду с активными действиями, рекомендуется соблюдать некоторые табу при общении с семилетним ребенком, чтобы смягчить нервозность, истеричность в его поведении:

  • Если дошкольник заупрямился и не слышит никаких доводов, НЕ надо наказывать его в это время. Вникнуть, почему это происходит, гораздо полезнее, вдруг какие-то дела в данный момент чрезвычайно важны для чада.
  • НЕ нужно категорично заставлять ребят выполнять устоявшиеся правила, например, режим дня. Дошкольник считает себя уже взрослым, поэтому следует проявить уважение к нему и общаться с ним по-взрослому. Например, поинтересоваться, что новое он хотел бы внести в свою жизнь. Это лишний раз повысит авторитет взрослого.
  • Ни в коем случае НЕ критиковать малыша и НЕ понижать его самооценку. Даже если он выполнил задание, трудовое поручение неидеально, с точки зрения взрослого, следует тактично указать на ошибки и исправить их вместе.
  • НЕ привязывать к себе чадо, окружая его тотальным контролем, пусть у него будет возможность самостоятельно решить какие-то личные проблемы.
  • НЕ отвечать наказанием на неправильные действия ребенка, надо понимать его сложное состояние, которое в конечном итоге пройдет.

Рекомендации от психолога

Для более благополучного преодоления кризиса стоит прислушаться к рекомендациям психолога:

  • с дошкольником необходимо разговаривать и общаться, как с самостоятельной взрослеющей личностью;
  • учить его относиться к ситуациям вдумчиво, без истерик, это даст возможность повысить самооценку среди сверстников;
  • полезно приводить примеры для подражания не из своего опыта, а искать среди любимых персонажей, например, героев мультиков, сказок;
  • если родители решили обратиться за помощью к специалисту, то это не обязательно должен быть врач. Кризис – это не болезнь, а переход на другой возрастной этап, который проходит сложно для дошколенка, с переосмыслением новых требований, поэтому консультации психолога вполне достаточно;
  • когда родители поймут, что дошкольнику гораздо сложнее справиться с кризисом, чем им, то легче будет найти подход к собственному чаду.

Неправильные действия родителей усугубляют кризисные проявления

Кризис – не только сложность, но и польза, так как приводит к рождению новой личности. Дошкольник осознает, что его ждет иная жизнь, в которой ему предстоит действовать самостоятельно. Это и притягивает, и страшит одновременно, отсюда негативизм, упрямство, конфликты с близкими. Задача родителей – понять ребенка и помочь ему преодолеть сложный этап.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Халазион БУЗОО Клиническая Офтальмологическая Больница имени цева
Какие меры нужно предпринимать, если резко отекло нижнее веко у ребенка? Достаточно распространены случаи, когда родители сталкиваются с резким появлением...
ФУРАЦИЛИН АВЕКСИМА — для горла и полости рта
Фурацилин 20 мг таблетки для раствора №20 Фурацилин 20 мг таблетки для раствора №20 Доступность: Есть в наличии Доставка Курьером...
Фурацилин для новорожденных
Как промыть глаза кошке или котенку: средства и описание процедуры Владельцы кошек периодически сталкиваются с необходимостью промывать глаза своим питомцам....
Характер человека как узнать по губам
Тайны эволюции. Зачем нам губы? Поделиться сообщением в Внешние ссылки откроются в отдельном окне Внешние ссылки откроются в отдельном окне...
Adblock detector