Симптомы нарушениий когнитивных функций Компетентно о здоровье на iLive

Умеренные когнитивные расстройства

Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции . Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией.

— ухудшением памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие);

— сохранением полной самостоятельности в повседнев­ной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции);
— появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;
— снижением по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов) ;
— отсутствием делирия и деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов);
— органическими изменениями (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов).

У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов) .

Специалисты называют умеренные когнитивные расстройства не болезнью, а синдромом. Это значит, что их внешние проявления могут вызываться разными причинами или их комбинацией (возрастные изменения, гибель нейронов, сосудистые расстройства, нарушения обмена веществ). Поэтому при появлении синдрома умеренных когнитивных расстройств необходимо пройти тщательное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование с целью выявления возможной причины нарушений.

Примерно у половины пациентов с жалобами на снижение памяти применение медицинских тестов не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения настроения, включая депрессию. Нередко когнитивный дефицит вызывается эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, гипотиреоз), сердечной или дыхательной недостаточностью, некоторыми системными или инфекционными заболеваниями . Разумеется, в этом случае лечение должно быть направлено не на сами когнитивные расстройства, а на устранении этих факторов. Кроме того, важно исключить связь умеренных когнитивных расстройств с побочным действием лекарств (к таким в первую очередь относятся седативные и холинолитические препараты) и при обнаружении такой связи решать вопрос о возможности их отмены или замены.

Наиболее масштабное из отечественных исследований умеренных когнитивных расстройств было организовано кафедрой нервных болезней Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова. Оно проводилось в 30 регионах Российской Федерации силами 132 неврологов и охватило более трех тысяч больных (в каждом участвующем центре оценивались 25 впервые обратившихся пациентов старше 60 лет). Исследование включало два этапа: на первом пациенты сами оценивали состояние собственной памяти, на втором (при наличии жалоб) проводилось стандартное нейропсихологическое тестирование (шкала MMSE и тест рисования часов).

Было установлено, что среди лиц старше 60 лет субъективные жалобы на расстройства памяти и умственную утомляемость встречаются у 83% пациентов (для лиц старше 80 лет эта цифра составляет 90%). Объективное подтверждение (результаты тестов) когнитивные нарушения разной степени выраженности получают у 69% пациентов.

По тяжести выявленных когнитивных расстройств обследованные разделились следующим образом:

— умеренные и легкие когнитивные расстройства – 44%,

— субъективные жалобы при нормальном выполнении нейропсихологических тестов – 14%,
— отсутствие каких–либо расстройств в когнитивной сфере – 17%.

У каждого третьего пациента умеренные когнитивные нарушения остаются стабильными в течение весьма длительного времени, а иногда даже ослабевают. Однако гораздо чаще синдром умеренных когнитивных расстройств прогрессирует. До 15% случаев умеренных когнитивных расстройств в течение одного года трансформируются в деменцию, а за пять лет деменция развивается у 60% пациентов .

Читайте также:  Можно ли с простудой идти на прием к стоматологу

По этой причине необходимо динамическое наблюдение за каждым пациентом и повторные клинико–психологические исследования.

Главный вопрос пациентов и их родственников: «Можно ли среди людей с умеренными когнитивными расстройствами определить тех, у кого с наибольшей вероятностью будет развиваться деменция?» Сегодня это стало принципиально возможным благодаря появлению особого метода нейровизуализации – позитронной эмиссионной томографии (см. главу 2) с использованием специальных трейсеров. Однако для ее проведения требуется весьма дорогостоящее оборудование, что препятствует ее широкому использованию в повседневной практике.

4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:

  1. Монофункциональный амнестический тип — изолированное нарушение памяти при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как начальное проявление деменции альцгеймеровского типа).
  2. Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти — нарушение нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность постепенной трансформации в болезнь Альцгеймера).
  3. Полифункциональный тип без нарушений памяти — затрагивает несколько когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым поражениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона).
  4. Монофункциональный неамнестический тип — нарушение одной когнитивной функции: мышления, речи, ориентировки или др. Нарушения речи могут быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии, нарушения праксиса — кортико–базальной дегенерации, зрительного гнозиса — задней корковой атрофии, зрительно–пространственных функций — деменции с тельцами Леви.

Воронежская областная
клиническая

Бюджетное учреждение здравоохранения

  • Информация о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи
  • Контакты контролирующих организаций
  • Сестринская служба
    • О сестринской службе
    • Повышаем квалификацию
    • Аттестация
      • Перечень необходимых документов
  • Телемедицина
  • Стажировка и обучение
  • Вакансии
  • Выездная работа специалистов
    • ПЛАН-ГРАФИК выездов специалистов БУЗ ВО ВОКБ №1 в районы области
  • Публикации
    • СБОРНИК ПУБЛИКАЦИЙ БУЗ ВО ВОКБ №1
    • Методические письма за 2017 год
    • Нодулярный теносиновит пальцев кисти Методические рекомендации для хирургов, ортопедов-травматологов и слушателей ИДПО
    • Автоматизация и стандартизация окраски мазков крови в практической деятельности клинико-диагностических лабораторий
    • Алгоритмы ведения отдельных критических состояний в неонатальном периоде
    • Апластическая анемия
    • Применение физических методов в терапии гипертензионного синдрома при хроническом гломерулонефрите и хроническом пиелонефрите
    • Рекомендации по диагностике и лечению вирусных инфекций, протекающих с поражением дыхательных путей
    • Выпотные жидкости: получение и обработка материала для цитологического исследования
    • Идиопатические интерстициальные пневмонии (ИИП) Для врачей пульмонологов, терапевтов, ВОП
    • Исследование крови на стерильность на современном этапе
    • АЛГОРИТМ ПРЕНАТАЛЬНОГО СКРИНИНГА 1 ТРИМЕСТРА БЕРЕМЕННОСТИ НА ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ПЛОДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    • КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АБСЦЕССОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ВНУТРИЧЕРЕПНЫХ ЭПИДУРАЛЬНЫХ И СУБДУРАЛЬНЫХ ЭМПИЕМ
    • Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях. (методические рекомендации)
    • МИОМЭКТОМИЯ И СОХРАНЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ (предоперационная подготовка и послеоперационная реабилитация)
    • Малоинвазивные методы лечения мочекаменной болезни
    • МАСТОПАТИЯ
    • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА С ЭЛАСТОГРАФИЕЙ В ДИАГНОСТИКЕ ПАТОЛОГИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ.
  • Полезные ресурсы
  • Образовательные онлайн-мероприятия
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ
  • ЗАДАТЬ ВОПРОС
  • ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ
  • Главная
  • Специалистам
  • Публикации

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях. (методические рекомендации)

Департамент здравоохранения Воронежской области

БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1»

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.

(методические рекомендации)

Зав.неврологическим отделением ОКП БУЗ ВО ВОКБ №1 Т.Л.Есина

Врач невролог ОКП БУЗ ВО ВОКБ №1 А.Н.Шаршова

Воронеж 2015

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.

Определение когнитивных функций.

Под КФ понимают наиболее сложные функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Данный процесс включает четыре основных компонента:

1) Восприятие информации

2)Обработка и анализ информации

3)запоминание и хранение информации

4) обмен информацией , построение и осуществление программы действий.

С каждым этапом познавательной деятельности связана определённая КФ:

— Восприятие (гнозиз)- способность к распознаванию информации, поступающей из органов чувств ( у человека 5 органов чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

-Память – способность запечатлевать ,сохранять, и многократно воспроизводить полученную в течение жизни информацию.

-Праксис — способность приобретать, сохранять и использовать различные двигательные навыки.

-Речь – способность к вербальной (словесной) коммуникации (общению) ,которая включает в себя понимание обращённой речи, построение собственного речевого высказывания, чтение письмо.

Управляющие функции — способность управлять своей познавательной деятельностью и поведением, в том числе самостоятельно ставить перед собой ту или иную задачу и контролировать её выполнение.

В качестве самостоятельной высшей психической функции выделяют так же интеллект (мышление) – способность к анализу информации , выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, а также способность к вынесению суждений и логических умозаключений.

Развиваются КФ сразу после рождения человека под воздействием окружающего социума, поэтому семья , родители , учителя , могут значимо повлиять на формирование или недоразвитие важных способностей, всегда индивидуальных для каждого человека. КФ не передаются по наследству.

Нарушения когнитивных функций.

Когнитивные нарушения — это ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса , речи , мышления или управляющих функций.В основе современной классификации КН лежит, прежде всего, степень их выраженности. Все когнитивные расстройства делятся на лёгкие, средней тяжести и тяжелые.

Читайте также:  Грецкий орех польза, вред, калорийность и рецепты

Лёгкие когнитивные нарушения. (ЛКН).

При ЛКН страдают такие характеристики когнитивных процессов как скорость обработки информации, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативная память. При ЛКН впервые появляются жалобы на снижение работоспособности, появление рассеянности, снижение концентрации внимания. Память ухудшается преимущественно на текущие события , профессиональная память при этом не страдает. В большинстве случаев, ЛКН имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности , они проходят, но при игнорировании данных нарушений, они могут прогрессировать.

Умеренные когнитивные нарушения. (УКН)

УКН имеют различную природу своего возникновения и не связаны с возрастными изменениями головного мозга. Нарушения при УКН, которые весьма явно выходят за рамки возрастной нормы,при этом не ограничивают самостоятельность и независимость человека,то есть не вызывают дезадаптации в повседневной жизни. Современные диагностические критерии УКН заключаются в следующем:

1). КН по словам пациента или его родственников.

2) Нейропсихологическое подтверждение КН (тестирование).

3) Ухудшение когнитивных способностей по сравнению с недавним прошлым (явное ухудшение, о котором говорят и пациент и родственники и тесты ).

4) Отсутствие выраженных нарушений повседневной активности.

5) Отсутствие деменции.

Умеренные КН имеют различную природу своего возникновения и не связаны с возрастными изменениями головного мозга.

Тяжелые когнитивные нарушения.

Деменция (слабоумие) означает наиболее серьезные изменения, которые приводят к возникновению дезадаптации в повседневной жизни. Деменция – это синдром, при котором происходит деградация памяти,мышления, поведения, понимания речи и способности ориентироваться в месте ,времени и собственной личности, а так же выполнять простые ежедневные действия.При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе. Это серьезная социальная трудность. Чаще всего, деменция развивается медленно,являясь исходом достаточно длительного (обычно многолетнего ) прогрессирования менее тяжелых когнитивных нарушений.Искючение составляет деменция в результате инсульта «стратегической» для когнитивой деятельности локализации.Инсульт в этих случаях носит характер «последней капли», которая декомпенсирует уже имеющиеся нарушения

Причины развития когнитивных нарушений.

Всего существует несколько десятков болезней и состояний,в рамках которых развиваются когнитивные расстройства. К таким болезням относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматические, неврологические и психиатрические расстройства. Основные причины когнитивных нарушений:

1)Нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, Паркинсона, хорея Гентинктона,другие дегенеративные заболевания.

2) Сосудистые заболевания головного мозга ( инсульты ишемические , геморрагические ,хроническая ишемия мозга).

3) Смешанные ( сосудисто- дегенеративные) когнитивные нарушения.

4) Дисметаболические энцефалопатии.

5) Нейроинфекции и демиелизирующие заболевания.

Когнитивные нарушения – что это такое, симптомы, причины развития у пожилых и детей, основные формы

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии. Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера. Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Читайте также:  Артоксан - инструкция по применению, описание, отзывы пациентов и врачей, аналоги

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

Формы когнитивных нарушений

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Диагностика когнитивных нарушений

Может осуществляться следующим образом:

  1. Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
  2. Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
  3. Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
  4. Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
  5. Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.
Ссылка на основную публикацию
Симптомы гриппа и симптомы ОРВИ
Грипп Грипп – острая вирусная респираторная инфекция, вызываемая РНК-содержащими вирусами гриппа А, В и С, проявляющаяся лихорадкой, интоксикацией и поражением...
Сильное средство от алкоголизма без ведома больного
ТОП-6 народных средств от алкоголизма Народные средства от алкоголизма в нетрадиционной медицине применяются с давних времен. Большинство из них вызывает...
Сильные отеки ног вечером — почему отекают ноги в вечернее время
Причины отёчности ног в вечернее время Многие женщины стараются не замечать, что после трудового дня начинают опухать ноги. Процесс заметен...
Симптомы гриппа как распознать болезнь и бороться с нею
Как отличить симптомы гриппа от ОРВИ: инфографика На что во время болезни следует первоочередно обратить внимание. В Центре общественного здоровья...
Adblock detector