Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе

Специфика социализации детей с дефектами речи

Специфика социализации детей с дефектами речи

Записывая ребенка в детский сад и школьное учреждение, он проходит зачастую тяжелый процесс социализации и индивидуализации. Дети с речевыми дефектами могут страдать от издевок сверстников, именно поэтому родители должны предпринять меры и своевременно записать малыша на занятия с квалифицированным педагогом-логопедом.

Часто дети при наличии потенциальных возможностей развития имеют некоторые нарушения и дефекты звукопроизношения, что влияет на процесс коммуникации в целом. Вследствие дефектов различной степени сложности возникают различные ограничения в коммуникации. Также отмечается низкое стремление к познанию окружающего мира, эмоциональная нестабильность, неспособность грамотно выражать свои мысли и ощущения, неразвитая речь. При правильно подобранной коррекционной методике нарушения можно полностью излечить.

Какие методики используются для социализации детей с дефектами речи?

Чтобы избежать замкнутости ребенка, логопед после выявления причин речевого нарушения подбирает подходящий метод с учетом индивидуальных особенностей малыша. Начинать коррекционный процесс рекомендуется с самого раннего возраста и использовать комплексный подход.

Родителям необходимо своевременно заметить отставание в речевом развитии и незамедлительно обратиться к логопеду. Ведь нарушения сами по себе не пройдут, что повлечет за собой проблемы с социализацией и коммуникацией. Квалифицированный педагог использует следующие приемы:

  • культурное воспитание и обучение ребенка правильному обращению к сверстникам и взрослым. Рекомендуется использование игр, спектаклей с импровизацией или по прописанному сценарию, диалогов с развернутыми ответами;
  • использование творчества и исследований, сказкотерапии, сочинения историй из связанных осознанных предложений. Ребенку предлагается придумать собственное окончание известной сказки, благодаря чему ребенок моделирует поведение, учится искать решение и формулировать мысли;
  • ребенку рассказываются правила поведения в учреждениях, транспорте, прививается отношение к вещам и предметам;
  • игровые методики строятся на базе возраста, особенностей развития ребенка, устраиваются экскурсии по городу, чтобы ребенок не боялся разговаривать с незнакомцами и выражать эмоции.

Данные приемы являются немаловажными для развития личности малыша с речевыми нарушениями. Дети-логопаты при своевременном лечении и грамотно выбранной коррекционной методике могут социализироваться и в дальнейшем не испытывать проблем с речью. Для максимальной эффективности родители должны принимать участие в процессе коррекции.

Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 31.08.2019 2019-08-31

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62218/ (дата обращения: 28.08.2020).

В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста важно создавать и поддерживать атмосферу радости и психологического комфорта. Особенно необходима она для детей с нарушениями речи, поскольку у этих воспитанников наблюдаются нарушения и в других видах деятельности: изобразительной, некоторых видов музыкальной, мелкой и общей моторики. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточно развитии восприятии, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

Помимо решения общих задач музыкального воспитания с детьми- логопатами следует работать над решением коррекционных задач. К ним относятся: оздоровление психики; воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Важно помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; формирование двигательных навыков и умений. Исправление ряда речевых недостатков: невнятное произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов. Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу — внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Читайте также:  Химический ожог глаза симптомы, факторы риска, меры первой помощи, запрещенные действия, лечение

Виды музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности в группах компенсирующей направленности традиционные: слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально — ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Отметим особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Слушание музыки

Слушание музыки является самостоятельным видом деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. При этом оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с речевыми нарушениями важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства. Следует ориентироваться на интересы детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка. У детей в группах компенсирующей направленности наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации: объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом; посвящение ряда занятий творчеству одного композитора; сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений или близких по названию, но разных по характеру.

Исполнительство

Несколько слов о специфике такого вида музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, помогающего в решении коррекционных задач, а именно: развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре; координации движений при игре на таких музыкальных инструментах как бубен металлофон, маракас, барабан. Развитию дыхания при игре на духовых инструментах; фонематического слуха в музыкально — дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»; развитию координации пения с движением, музыкально- ритмического чувства.

Пение

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) расширению кругозора; нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны. Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской: как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально- дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речи.

Требования кподбору песен для детей снарушениями речи

При выборе песен для разучивания с детьми-логопатами необходимо обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие характеристики: доступное содержание, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков. Лучше, если в песне несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков, нисходящая мелодия песен. Темп песен медленный, или средний, постепенно переходящий в более быстрый. Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее.

Коррекционная направленность песен позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработка правильного дыхания и т. д.

Читайте также:  Консультативно-диагностический центр «Измайловский»

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения — вид исполнительства, включающий упражнения, пляски, игры. Они оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребенку с нарушениями речи при наличии определенных двигательных навыков легче передавать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных задач. Эти занятия проводит логопед и музыкальный руководитель. В занятия логоритмикой входят различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации и развития слухового внимания, а так же для развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. В работе с детьми-логопатами следует придерживаться 2 принципов: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
  2. Орлова Т. «Учим петь» Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса. // Музыкальный руководитель 2004. № 3, 2005. № 2
  3. Щербакова Н. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи». // Музыкальный руководитель 2005. № 2-№ 5; 2006. № 2-№ 5; 2007. № 1

Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы)

Татьяна Гавриленко
Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы)

СЛАЙД 1

Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические.

СЛАЙД 2

Дети с речевыми нарушениями часто имеют функциональные или органические изменения в области центральной нервной системы. У многих из них выявляются двигательные нарушения (равновесие, координация движений, нарушение мелкой моторики – недифференцированность движений пальцев руки, артикуляционных движений). Как правило, такие дети имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, эмоционально нестойки, у них часто меняется настроение, нередко проявляется агрессия, внимание неустойчивое, низкий уровень понятия словесных инструкций, контроль за собственной познавательной деятельностью. Диагностика познавательной деятельности и моторных функций детей с речевыми нарушениями показывает, что все психические функции, в том числе и речевое развитие у них действительно находится на более низком уровне, чем у детей с нормой речевого развития, что соответствует теоретическим положениям Л. С. Выготского о социально обусловленной природе высших психических функций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании высших психических функций.

Систематическая, правильно организованная коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде. Результаты проводимой работы показывают преимущество коррекционно-развивающего интегрированного обучения. По результатам мониторинга 2014 года 95% детей выпустились в общеобразовательные школы и только 5 % — в речевую.

СЛАЙД 3 Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями наших специалистов создается единое коррекционно – образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно – образовательного процесса.

СЛАЙД 4

Большой спектр коррекционно-развивающих технологий, используемых специалистами нашего сада позволяет решить главную цель – укрепление физического и психического здоровья, развитие и формирование личности и предоставление равных стартовых возможностей всем детям. В своей работе мы используем следующие технологии:

Читайте также:  Какой врач лечит печень как называется специалист, к какому доктору обращаться

СЛАЙД 5

— сказкотерапия (сказочное лечение души). Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно сказкотерапия дает возможность бороться со своими страхами и проблемами, задуматься о нравственных качествах, учит отличать хорошее от плохого, вселяет в них надежду, что очень важно для личностного развития; дети учатся способам регуляции своего эмоционального состояния, развивает чувство эмпатии.

СЛАЙД 6

— музыкотерапия: дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы. Результат логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона (снятие фактора тревожности, стимуляция двигательных функций, растормаживание речевой функции, развитие чувства ритма, темпа, времени). Музыкальный руководитель подбирает и использует для работы с детьми музыкотерапевтические произведения.

СЛАЙД 7

— логоритмика: на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов, совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

— арт-терапия (воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка через искусство): практический опыт наших специалистов показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их в речи, часто используем специальное музыкальное сопровождение.

СЛАЙД 9

— песочная терапия. Значимость игр с песком в работе с детьми-логопатами отметили как психолог, так и учителя-логопеды. В кабинетах наших специалистов созданы условия для проведения игр с песком. С помощью песочной терапии педагоги развивают у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде, развивают активность, стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации.

СЛАЙД 10

— мандалотерапия. Большую работу по данному направлению проводит психолог нашего учреждения Самсоненко Евгения Ивановна. Педагоги отмечают, что символ и цвет на бессознательном уровне помогают гармонизации эмоциональной сферы и личностному фону ребенка.

СЛАЙД 11

— компьютерные технологии: позволяют сделать процесс коррекции речевых дефектов у дошкольников с ОНР более рациональным, повышают интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, что эффективно сказывается на результатах деятельности. Анализ результативности коррекционной работы наших специалистов подтверждает существенную значимость развивающей логопедической среды и применения компьютерных технологий. Среди всего разнообразия компьютерных программ и игр мы отдаем предпочтение таким играм, как «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Веселая логопедия».

Наряду с коррекционными технологиями наши педагоги используют в своей работе такие развивающие технологии, как:

СЛАЙД 12

— мнемотехника: используется нашими воспитателями, учителями-логопедами, музыкальным руководителем, психологом для разучивания стихотворений, песен, загадывания загадок, составления рассказов в виде мнемотаблиц. Это помогает детям создавать образы, развивает воображение, память, помогает перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

СЛАЙД 13

— элементы ТРИЗ-педагогики: дают возможность раскрыть в каждом ребенке творческие способности, подготовить к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

СЛАЙД 14

В последнее время педагогов нашего учреждения заинтересовал «Живой песок», который имеет массу преимуществ перед сухим: не липнет к рукам, приятный на ощупь, не рассыпается, разноцветный — ребенок легко может создать любой образ, используя тот цвет, который соответствует его внутренним переживаниям.

СЛАЙД 15

Несомненно, надо помнить, что главное, в чем нуждается любой ребенок без исключения – безоговорочная и безграничная любовь взрослых, их поддержка и понимание в любых ситуациях

Ссылка на основную публикацию
СИОФОР или ГЛЮКОФАЖ — что лучше для похудения и в чем разница
Метформин Фармдействие Бигуанид, гипогликемическое средство для перорального приема. У больных сахарным диабетом снижает концентрацию глюкозы в крови путем угнетения глюконеогенеза...
Синонимы к слову ОПИСТОРХОЗ
ОПИСТОРХОЗ (ОПИСТОРХИ) у детей и взрослых. Паразиты >> Общие признаки паразитарных инвазий >> ОПИСТОРХОЗ (ОПИСТОРХИ, ДВУУСТКА СИБИРСКАЯ ИЛИ КОШАЧЬЯ) ОПИСТОРХОЗ...
Синтез холестерина в организме биохимия, обмен и его регуляция
Как происходит синтез холестерина в организме? В организме человека происходит ежеминутно много биохимических реакций и обменных процессов. Метаболизм не останавливается...
СИРДАЛУД инструкция по применению, описание лекарственного препарата SIRDALUD противопоказания, побо
Сирдалуд Сирдалуд: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Sirdalud Код ATX: М03ВХ02 Действующее вещество: тизанидин (tizanidine) Производитель: NOVARTIS Saglik...
Adblock detector