Скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста

Аудиологический скрининг новорожденных

В течение многих лет, занимаясь диагностикой нарушений слуха у детей раннего возраста, я нередко сталкивалась с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался ребенку в возрасте 2-3-х лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что ребенок не реагирует на имя, ее беспокоило, что ребенок не говорит. Мать обращалась к врачам. Однако врач-оториноларинголог, осмотрев у ребенка уши, успокаивал ее: «У ребенка все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после 3-х лет. Подождите. Не беспокойтесь». Другой врач говорил: «Возможно, ваш ребенок плохо слышит, но мы можем это точно определить только в 3 года. Давайте подождем, понаблюдаем». Между тем, время проходило, ребенок так и не начинал говорить, и только в 2-3 года было проведено необходимое обследование, и был установлен диагноз, что ребенок глухой.

Такие ситуации в значительной степени были вызваны тем, что многим врачам были недоступны объективные методы оценки слуха. Но почему врач не рекомендовал родителям обследовать ребенка в специализированном центре, оснащенном современным оборудованием? Я не могла понять, каким образом, посмотрев в ухо ребенка, врач делал заключение, что у ребенка все в порядке? Через барабанную перепонку ни один, даже самый опытный и талантливый врач, не способен увидеть рецепторы слуха и, тем более, слуховой нерв и слуховые центры мозга! Возникал вопрос, как же он учил анатомию и физиологию в институте и ординатуре на ЛОР-кафедре, если слуховая система у него заканчивается барабанной перепонкой?

В настоящее время в области диагностики и реабилитации детей с нарушениями слуха произошли революционные изменения:

  • Появились и все шире внедряются в России объективные методы диагностики нарушений слуха у детей, начиная с первых дней жизни, в том числе и недоношенных.
  • Производятся высокоэффективные цифровые слуховые аппараты для различных слуховых потерь.
  • Разработана технология слухопротезирования детей раннего возраста.
  • Разработан и широко внедряется метод кохлеарной имплантации, обеспечивающий возможность слышать глухим детям.
  • Разработаны психолого-педагогические методы реабилитации глухих и слабослышащих детей раннего возраста.

Благодаря этому дети даже с большими потерями слуха имеют шанс научиться слышать и говорить. Однако достижения науки и медицины окажутся эффективными, только если мы сможем выявить у ребенка нарушения слуха очень рано.

Внедрение в клиническую практику объективных методов, позволяющих выявлять снижение слуха и определять степень слуховых потерь у детей, начиная с первых дней жизни, требует изменения подхода к диагностике патологии слуха и реабилитации детей с такой патологией. Ранее, при наличии у ребенка нарушения слуховых реакций в возрасте до года или задержки развития речи, врачи часто занимали выжидательную позицию, откладывая направление на диагностическое обследование слуха до 1-3-х лет. Современный подход требует как можно раньше обследовать слух ребенка при выявлении у него любых нарушений реакции на звук.

Важно выявить даже небольшое снижение слуха, поскольку у маленьких детей оно приводит к задержке и нарушению речевого развития. Уже при потерях слуха 1 степени (20-40 дБ), при которой взрослый человек может не испытывать проблем восприятия речи, ребенок не слышит в обычной речи наиболее тихие ее компоненты – глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Это затрудняет овладение ребенком речи, нарушает восприятие и понимание речи в шумных условиях, и, как следствие, приводит к задержке общего психического развития ребенка, поскольку речь – это не только средство общения, но и средство познания мира.

Как свидетельствует мировой опыт, важнейшее значение в выявлении нарушений слуха у детей в раннем возрасте имеют массовые профилактические скрининговые обследования. Основной задачей скрининговых аудиологических обследований является выявление детей с подозрением на наличие нарушений слуха и направление их в сурдологические центры для диагностического обследования с целью определения степени слуховых потерь и уровня поражения.

Диагностическое обследование проводится для определения типа нарушения и степени снижения слуха, а также получения аудиограммы, использующейся при настройке слухового аппарата.

Методы скрининговых обследований должны удовлетворять нескольким критериям:

  • быть безопасными (неинвазивными);
  • быть простыми в применении;
  • не требовать много времени;
  • быть недорогими;
  • обладать высокой чувствительностью (в идеале выявлять всех детей с нарушениями слуха среди обследованных);
  • обладать высокой специфичностью (в идеале идентифицировать всех здоровых, как прошедших скрининг).
  • опрос родителей о слуховом и речевом развитии ребенка;
  • регистрация поведенческих безусловно- и условно-рефлекторных реакций на звуки;
  • регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ);
  • регистрация коротколатентных (стволомозговых) или стационарных слуховых вызванных потенциалов.

Сегодня доказана наибольшая эффективность объективных методов – регистрации ОАЭ и слуховых вызванных потенциалов мозга. Чувствительность и специфичность метода стволомозговых слуховых вызванных потенциалов составляет 98-99% и 95-96%, соответственно. Это означает, что он позволяет выявить 98-99% детей с нарушениями слуха среди всех обследованных, при этом ошибочно диагностирует нарушения слуха только 4-5% здоровых детей. Эти показатели при регистрации ОАЭ несколько ниже – чувствительность ОАЭ составляет более 90%, а специфичность 93-95%. Эти различия связаны с тем, что при использовании ОАЭ дети со слуховой нейропатией успешно проходят скрининг и диагностируются как здоровые. Слуховая нейропатия – это нарушение звуковосприятия, обусловленное поражением в локусе «внутренние волосковые клетки – синапс – слуховой нерв (десинхронизация возбуждения)» и характеризующееся сохранностью наружных волосковых клеток. При регистрации слуховых потенциалов мозга эта группа детей надежно выявляется.

Начиная с 90-х годов 20 века, в европейских странах и США стал вводиться аудиологический скрининг новорожденных детей. Это стимулировало создание простых в управлении моделей приборов для регистрации ОАЭ и слуховых потенциалов, предназначенных для скрининговых обследований. С каждым годом увеличивается число стран, в которых действуют национальные программы аудиологи-ческого скрининга новорожденных с помощью объективных методов.

В России благодаря деятельности Центра аудиологии и слухопротезирования в соответствии с Приказом №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни» уже с 1996 года проводится скрининг слуховых нарушений у детей. Он проводится в два этапа. На первом этапе в роддоме у новорожденного выявляются факторы риска по тугоухости и глухоте, и в выписной справке ребенка делается соответствующая отметка.

Читайте также:  Дриптан инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Driptane

Второй этап скрининга, осуществляемый в детской поликлинике по месту жительства, включает анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций ребенка на звуки в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста. При отсутствии реакции ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для диагностического обследования.

Анализ результатов скрининга по Санкт-Петербургу показал, что введение программы аудиологического скрининга, безусловно, способствовало увеличению числа выявленных детей с нарушениями слуха в возрасте до года. В основном это были дети с большой потерей слуха, которые направлялись в диагностический центр в возрасте после 4-6-ти месяцев. Однако у значительной части детей нарушения слуха продолжали выявляться после года, что объяснялось определенными недостатками данной скрининговой процедуры. Регистрация поведенческих реакций ребенка на звуки является субъективным методом. Он обладает низкой чувствительностью при обследовании маленьких детей. Поэтому с его помощью плохо выявляются дети с небольшими и средними потерями слуха, дети с односторонней тугоухостью, резко нисходящей аудиограммой. Особую сложность представляют дети с тяжелой неврологической патологией. У них плохие поведенческие реакции на звуки часто рассматривают как следствие неврологических нарушений. Неисправность звукореактотеста в период прохождения скринингового обследования ребенком также нередко была причиной позднего выявления у него нарушения слуха – ребенок просто «выпадал» из скрининга.

Это позволило нам дать специалистам, занимающимся аудиологическим скринингом, следующие дополнительные рекомендации:

  • При скрининговом обследовании слуха использовать более низкие уровни сигналов (65 дБ для детей в возрасте 4 месяцев и 40 дБ – для детей 6 месяцев и старше). При отсутствии звукореактотеста использовать доступные источники звука определенной громкости – коробочки с крупой («гороховый» метод).
  • Направлять детей на диагностическое обследование слуха объективными методами, не только если отсутствуют реакция на звуки, а есть реакция только на громкие звуки, но и если реакции на звуковые стимулы неустойчивые или если есть задержка развития восприятия речи, предречевых вокализаций, первых слов. Дети с неврологической патологией при неустойчивых реакциях на звуки также должны направляться для обследования слуха объективными методами, поскольку у них вероятность нарушений слуха очень высока.
  • В связи с важной ролью педиатров, неврологов и ЛОР-врачей детских поликлиник в выявлении нарушения слуха у детей раннего возраста необходимо регулярно проводить информационную работу по ознакомлению с современными подходами к выявлению, диагностике и реабилитации детей с нарушениями слуха в раннем возрасте, разбирать случаи позднего выявления нарушений слуха у детей.
  • Способствовать информированию родителей о развитии слуха и речи у детей и признаках нарушений слуха.
  • Ввести дополнительный этап обследования слуха в возрасте 12-18 месяцев, чтобы выявлять детей с нарушениями слуха, вызванными патологическими факторами в постнатальный период развития ребенка (инфекционные и вирусные заболевания, прием ототоксичных препаратов, повторяющиеся отиты и др.). Установлено, что у 30% детей происходит прогрессирующее снижение слуха в течение первого года жизни.

Особое внимание должно быть уделено детям с задержкой речевого развития, в том числе и более старшего возраста.

Очевидно и еще одно обстоятельство – скрининговые обследования слуха не должны ограничиваться детьми, имеющими факторы риска по тугоухости, поскольку уже установлено, что у 50% детей с нарушениями слуха в анамнезе отсутствуют факторы риска по тугоухости. А значит, аудиологический скрининг должен охватывать всех новорожденных.

Массовые обследования слуха необходимо также проводить в детских учреждениях для детей с расстройствами речи и задержкой психического развития, поскольку эти нарушения имеют общие факторы риска с нарушениями слуха. Как показали исследования, 28% детей логопедических детских садов (с диагнозами – общее недоразвитие речи, дизартрия) имеют слуховую дисфункцию. Снижение слуха 1-3 степени обнаруживается у 70% детей с болезнью Дауна и у 20% детей с аутизмом, патология слуха встречается у 80% детей с врожденными расщелинами неба.

Совместная работа сотрудников СП НИИ ЛОР, СПб городского детского сурдоцентра, Института раннего вмешательства в этих направлениях способствовала тому, что дети со средними потерями слуха и неврологическими нарушениями на диагностическое обследование стали направляться раньше. И, как следствие, у них раньше стали диагностироваться нарушения слуха.

Среди рекомендаций особое место занимал пункт о необходимости введения обследования слуха у детей с помощью объективных методов в больницах для новорожденных, поскольку у детей, нуждающихся в интенсивной терапии в первые дни и месяцы жизни, вероятность нарушения слуха в 10 раз выше. При этом наблюдается рост числа детей с врожденными нарушениями слуха вследствие увеличения патологии беременности и родов, а также в результате достижений современной медицины, обеспечивающих выживаемость глубоко недоношенных детей и детей с аномалиями развития.

В настоящее время аудиологический скрининг с помощью объективного метода – регистрации вызванной отоакустической эмиссии – вводится и в России. Согласно государственной программе, роддома оснащаются необходимым оборудованием, а специалисты трех ведущих центров – ФГУ Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, ФГУ Российский центр аудиологии и слухопротезирования и ФГУ НИИ оториноларингологии – обучают персонал роддомов проведению аудиологического скрининга детей с помощью этого оборудования.

Многолетние наблюдения у нас в стране и за рубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга назы- вается отсутствие отоакус- тической эмиссии или отсутствие слуховых вызван- ных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

Читайте также:  Вакцина Превенар 13 (Prevenar 13) в Москве - прививка против пневмококковой инфекции - цена

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:

  1. Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
  2. Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
  3. Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
  4. Проведение необходимых лечебных мероприятий.
  5. Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  6. Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).

Исследования показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1 — 2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопроте-зирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому, на наш взгляд, программа аудиологического скрининга «заработает», если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.

Скрининг слуха в период новорожденности – как это делается и кто в зоне риска

Своевременный скрининг слуха в период новорожденности имеет важное значение как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Ведь снижение слуха у ребенка приводит к нарушениям развития его речи, а также – к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.

О методах проверки слуха у грудничка врачами и родителями – в домашних условиях, а также о том, что могут и должны делать родители малыша, чтобы избежать возникновения нарушений слуха у ребенка, рассказывает детский отоларинголог клиники ISIDA Виктория Халимовская.

Первая проверка слуха у новорожденного – в роддоме

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

Интересный факт: к 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека.

Аудиологический скрининг проводится всем новорожденным в роддомах методом ОАЭ (отоакустической эмиссии), который позволяет выявить даже небольшое снижение слуха. Если по каким-то причинам скрининг в роддоме не проводился (это бывает, например, в случае, если новорожденный сразу после появления на свет был переведен в реанимацию), то таким детям аудиотест проводится в возрасте 1 месяца. Повторно – в возрасте трех месяцев.

Под маминым контролем

Если аудиологический скрининг в роддоме по каким-либо причинам не проводился, но у Вас возникают подозрения, что Ваш ребенок плохо слышит, проверьте слух малыша в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Для этого незаметно похлопайте в ладоши рядом с ушком малыша. Звук не должен быть слишком громким. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко.

Отсутствие реакции ребенка на домашний слуховой тест – повод для немедленного визита к врачу!

Но имейте в виду, что слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, пройдите полное обследование, чтобы исключить патологии.

Слуховой аппарат развивается так, что в первые дни жизни кроха реагирует только на определенные вибрации, резкие звуки. На незначительные шумы в спокойной обстановке он не обращает внимания. К месяцу слух полностью развивается. Об этом говорят такие признаки:

Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.

В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.

К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.

К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.

Под наблюдением врача

Некоторым малышам показано пристальное наблюдение врача-отоларинголога. В такую «группу риска» входят малыши, у которых наблюдаются следующие особенности:

у малыша диагностированы пороки развития;

в семье существует генетическая предрасположенность к глухоте;

у малютки зафиксирована низкая масса тела при рождении;

ребенок родился в состоянии асфиксии (недостаток кислорода во время родов);

Какие осложнения беременности могут повлиять на слух ребенка

Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами, а также некоторыми осложнениями во время беременности. А именно:

краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности.

Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.

Читайте также:  Кларитромицин (Clarithromycin) - описание действующего вещества Лекарства и медицинские препараты с

Влияние музыки на развитие ребенка

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

«Магическое» действие музыки на детей

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии. Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.

Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

  • Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.
  • Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.
  • Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.
  • Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни
  • Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.

Влияние классической музыки на детей

Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально. Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются. Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.

Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка. Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения , демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея. Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения. Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию. Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции. В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту. Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Ссылка на основную публикацию
СКРАБ из МЕДА для кожи ЛИЦА и ТЕЛА, рецепты как сделать
10 лучших рецептов медового скраба для лица и тела Процедуры по уходу за кожей обязательно должны включать в себя очистку...
Сколько после родов идут кровянистые выделения как долго они могут выделяться и когда должны закончи
Кровотечение после родов Кровотечение после родов – это нормальный физиологический процесс, который заложен природой. Таким образом организм женщины избавляется от...
Сколько проходит синяк под глазом — стадии по цвету, фото
Необходимое время для заживления гематомы под глазом Сколько проходит синяк под глазом? Наверное, таким вопросом когда-либо задавался каждый из нас....
Скраб из соли для лица правила, рецепты, рекомендации
Пилинг солью Пилинг солью помогает не только глубоко очистить кожу лица от накопившихся загрязнений и мертвого слоя клеток, но и...
Adblock detector