Сочинение Конфликт между поколениями (итоговое)

Проектно-исследовательская работа «Конфликт поколений»

Особенности подросткового возраста ………………………………..

Особенности людей старшего поколения …………………………….

Особенности исторического периода …………………………………

Влияние семьи на конфликты подростков и взрослых …………….

Способы выхода из конфликтной ситуации …………………………

Если б молодость знала,

если б старость могла…

Исследование взаимоотношений подростков и людей старшего поколения.

Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений подростков и людей старшего поколения.

Выявить основные факторы, влияющие на взаимоотношения подростков и взрослых.

Исследовать отношения между подростками и людьми старшего поколения, выявить основные трудности общения.

Исследовать причины конфликтов подростков и взрослых, выявить пути их решения.

Разработать советы и рекомендации для подростков

Методы исследования:

Анкетирование учащихся колледжа.

Анкетирование педагогов колледжа.

Анализ сочинений учащихся 409 группы на тему «Почему возникают конфликты между людьми разных поколений?»

Беседы с педагогом-психологом колледжа Бугаенко С.А.

Интервью с руководителем психологического консультативного центра «Гармония» Васиной О.В.

Актуальность темы:

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Еще Сенека, римский философ, живший в IV веке до нашей эры, говорил: «… И предки наши жаловались, и мы жалуемся, да и потомки наши будут жаловаться на то, что нравы развращены, что царит зло, что люди становятся все хуже и беззаконнее…». Но все равно тема не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей со взрослыми остаются и играют важную, часто даже решающую роль в становлении личности подростка.

Считаю, что нам, подросткам, важно чаще задумываться над этой проблемой: во-первых, чтобы меньше было конфликтов со старшими, а во-вторых, всем нам в будущем предстоит создавать свои семьи, и хотелось бы, чтобы в них было меньше конфликтов, а больше взаимопонимания.

Поэтому я решила изучить особенности взаимоотношений между подростками и взрослыми, считая эту проблему весьма актуальной в современных условиях.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ

И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Почему же люди разных поколений не понимают и не хотят понимать друг друга? Почему даже самые близкие люди не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество трений и разногласий? И только потом, со временем, начинаешь понимать, что многих конфликтов могло бы и не быть.

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями.

Люди разных возрастов имеют свои особенности, которые затрудняют процесс общения. У них различное восприятие окружающего мира, времени; они отличаются друг от друга взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, языком.

Молодежь часто употребляет свой сленг, что ставит в тупик людей старшего поколения и мешает восприятию и пониманию друг друга.

У пожилых и молодых людей имеются также свои физиологические и психологические особенности. У пожилых людей наблюдается поляризация взглядов, склонность идеализировать прошлое, наряду со снижением эмоциональности – повышенная сентиментальность. Такие важные компоненты общения, как память и внимание, также нарушаются. Часто пожилые люди в подробностях помнят что было давно, и не могут вспомнить вчерашний день. Все это в сочетании с такими качествами подростков, как неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность и неумение управлять своими чувствами, является еще одним конфликтогенным фактором в их общении друг с другом.

Особенности подросткового возраста

К особенностям подросткового возраста можно отнести следующие:

Стремление к самостоятельности

Желание возвеличить себя

Стремление утвердиться среди сверстников

Стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками

Стремление изменить свою жизнь

Неудовлетворенность своим материальным положением

Неудовлетворенность своим социальным положением

Неумение общаться со взрослыми

Потребность в общении с противоположным полом

Нежелание прислушиваться к советам старших

Неумение понять человека старшего поколения, его чувства, желания, потребности

Неумение управлять своими чувствами.

Особенности людей старшего поколения

Склонны идеализировать прошлое (любимая фраза: «а вот в наше время!»).

Критикуют молодежь по любому поводу.

Разговаривают с подростками поучающим тоном, даже тогда, когда можно просто посоветовать.

Не считаются с мнением подростков, диктуют молодому поколению свои правила жизни, считают, что их возраст дает на это право.

Учат подростков, как жить, а сами не являются образцом для подражания.

Не умеют понять подростка, его внутренний мир.

Упрекают в том, что много сделали для ребенка, а он не оправдал их ожиданий.

Проявляют чрезмерную опеку и контроль.

Обращаются к подростку с просьбой, заранее зная, что он не может отказать.

Формализм в общении.

Недостаточность внимания к подростку.

Неумение в достаточной степени понимать другого человека, его чувства, желания, потребности присуще и пожилым, и молодым людям. Только подросток с силу малого социального опыта не владеет приемами общения, а пожилой человек постепенно их утрачивает.

Мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов нашего колледжа с целью определить, какие из этих особенностей чаще всего становятся причиной конфликтов (приложение­­­­ 1, 2) .

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: в основном конфликты вызваны тем, что подростки хотят быть самостоятельными, общаться со сверстниками, и не всегда желают прислушиваться к советам старших.

Читайте также:  Панангин® (Panangin) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные дейс

Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому человеку манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту).

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту.

Молодежь, в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет большой роли. Они не хотят жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему.

Наверное каждому родителю знакома ситуация, когда, искренне заботясь о своем ребенке, он много и правильно говорит о необходимости учиться, о трудностях современной жизни и т.д., но эти слова «уходят в пустоту».

И почти каждый ребенок может вспомнить, как, рассказывая о своих радостях и победах, бурно и восторженно, слышит от родителей про оценки, вместо того, чтобы порадоваться вместе с ним. Другими словами, Реальность Родителя совершенно не совпадает с Реальностью Подростка. И вполне понятно, что в Реальности Подростка ответное чувство любимого человека, или ссора с близким другом, или не понимание окружающих значительно важнее какой-то оценки. Просто в 15-16 лет человек так устроен. И если мудрая мама или папа вспомнят себя в этом возрасте, то вероятнее всего окажется, что и с ними происходило нечто подобное.

Мне кажется, если бы взрослые и подростки поменялись местами, то они могли бы понять друг друга. На эту идею был снят фильм «Чумовая пятница», в котором рассказывалось про то, как мать и ее пятнадцатилетняя дочь не могут найти согласия ни в чем – одежда, прически, музыка ну и, конечно же, мужчины – все становится предметом их бесконечных споров. Но однажды два непримиримых врага проснувшись, внезапно обнаружили, что они поменялись телами. И только после этого они начали смотреть друг на друга другими глазами и проникаться взаимным уважением. Они нашли любовь, взаимопонимание, искренние чувства, осознание того, что можно общаться по-другому.

Понять другого человека не всегда легко, но всегда возможно. Просто надо встать на его место и посмотреть на какую-либо проблему со стороны.

Особенности исторического периода

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением была всегда. Однако в каждый конкретный исторический период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл.

В качестве примера рассмотрим следующие периоды в истории нашей страны:

Каковы особенности каждого из этих времен?

1965 – 1975 год (в это время наши бабушки и дедушки были подростками) – строительство коммунизма, вера в светлое будущее; бесплатная медицина и бесплатное образование, секса в стране нет – детей «приносят аисты» либо их «находят в капусте».

1975 – 1995 год (в это время наши родители были подростками) – в стране перестройка, рыночные отношения многим позволили высоко взлететь, а многие оказались на краю пропасти. Подростки уже знают такие слова, как секс, порнография, проституция, гомосексуализм и другие.

1995 – 2014 год (период нашего взросления)– мы не можем представить свою жизнь без сотового телефона, компьютера, не регистрируем браки, а обязанности аистов часто исполняют суррогатные матери.

Нашим бабушкам и дедушкам, носившим пионерский галстук и свято верившим в идеи марксизма-ленинизма, трудно было понять подростков, которые не знают, кто такой Ленин, но зато знают, чем героин отличается от марихуаны. А нашим родителям, которые писали письма на бумаге и потом с замиранием сердца заглядывали в почтовый ящик в ожидании ответа, трудно понять нас, которые могут провести чуть ли не сутки за экраном компьютера.

Нынешнее время требует от молодого поколения формирование нового типа личности, соответствующего условиям современного мира (формирование рыночных стандартов поведения; экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

Влияние семьи на конфликты подростков и взрослых

Причины конфликтов во многом также зависят от той среды, которая окружает подростка, в первую очередь от того, в какой семье он растёт и воспитывается.

Читайте также:  Как правильно полоскать горло хлоргексидином взрослым и детям; Чтобы горло не болело

аморальное поведение членов семьи;

состояние здоровья членов семьи;

разница в социальном положении поколений;

удаленность проживания «отцов» и «детей»;

особенности культуры поведения.

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Итак, чем бы ни была вызвана проблема, она может повлечь за собой конфликт. В основе любого конфликта лежит непонимание .

Каковы же пути выхода из конфликтной ситуации?

Чтобы решить конфликт, возникший между подростком и взрослым, прежде всего нужно понять точку зрения другого человека и причину, по которой она сформировалась.

Существуют следующие способы выхода из конфликтной ситуации:

Соперничество . При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем. Это путь открытой борьбы за свои интересы, применение власти, принуждение, использование других средств борьбы на оппонента.

Сотрудничество . Действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнением о проблеме. Совместное обсуждение разногласий для выработки общего решения.

Компромисс . Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Выработка в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны. Все участники конфликта удовлетворены, т.е. при решении конфликта учитываются интересы всех участников. Этот способ является конструктивным.

Избегание . В этой ситуации человек старается выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживается от спор и дискуссий. Никогда не берет на себя ответственность за решение.

Приспособление . В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Вместо того чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает согласие с предъявленными требованиями.

С помощью анкетирования (приложение 3) мы определили те способы поведения, которые наиболее характерны для учащихся нашего колледжа в конфликтных ситуациях.

Таким образом, изучив проблему взаимодействия подростков и взрослых, мы пришли к следующим выводам :

Между людьми разных поколений всегда существовали проблемы в общении, вызванные различными факторами: возрастными особенностями, окружающей средой, особенностями исторического периода. Переходя из поколения в поколение проблемы оказывается вечной.

Зачастую эти проблемы приводят к конфликтам. И если избежать конфликта невозможно, то всегда можно найти конструктивные пути их решения. Нужно просто захотеть понять другого человека, хотя это и не всегда просто, ведь все мы такие разные, а если еще и возрастом отличаемся… проблема «отцов» и «детей» никогда не найдет идеального решения. Терпение, понимание и уважение – качества, которые помогут сгладить конфликты людей разных поколений.

В связи с этим подросткам можно посоветовать следующее:

Серьезно относись к тем правилам, которые устанавливают родители. Они самые главные люди в твоей жизни.

Если какие-то действия родителей (или других взрослых) тебя задевают или обижают, то говори об этом. Но важно делать это не доказывая, что они не правы, а рассказывая, что ты чувствуешь, когда они так поступают. Замени вопрос «Кто виноват?» на вопрос «Как нам быть?».

Если же конфликт произошел, постарайся найти конструктивное решение. Помни, что «от любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви – километры».

Не расценивай плохое настроение взрослых как результат того, что ты им не угодил. Они могут себя плохо чувствовать, у них могут быть проблемы на работе, они могут уставать, злиться, обижаться, поэтому у них не всегда получается поступать правильно.

Своим словами и делами показывай, что относишься ко взрослым с уважением.

Если вы «зашли в тупик» и не видите выхода из создавшейся ситуации, обращайтесь за помощью к специалистам. Психологи помогут преодолеть разногласия с людьми старшего поколения и гармонизировать отношения с ними.

Как видим, советы несложные, но если им следовать, ситуация с родителями в семье и с педагогами в колледже заметно улучшится.

Атаханов Р.А. Образ жизни и взаимоотношения поколений//Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000

Богданова М.В. Современники: разновременность одновременного//Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000

Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов//Демографические исследования – 2010. № 4. С.12.

Кулагина И.В., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Академия, 2001

Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1997.

Почему возникает конфликт поколений? (Итоговое сочинение)

Этим вопросом задавались многие писатели, философы, да и просто обычные люди. Но почему возникает конфликт поколений? Что же является вечной причиной борьбы родителей и детей?

Я считаю, что поводом для идейных споров и конфликтов является банальное нежелание понять другого человека, поставить себя на его место. Общество не стоит на месте, и на смену старым убеждениям, взглядам и мнениям приходят новые, которые не всегда нравятся людям старой закалки. Со стороны родителей чувствуется явное нежелание дать шанс новым идеям, а дети грешат тем, что отбрасывают опыт отцов, отказываясь от ценного багажа знаний предков. Гораздо разумнее было бы признать, что представителям обоих поколений есть, чему научиться друг у друга, а не конфликтовать, тем самым ухудшая отношения.

Читайте также:  Лазолван 15 аналогов дешевле для замены препарата в сиропе и для ингаляций с ценами

Многие великие писатели в своих произведениях размышляли над проблемой отцов и детей.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает нам представителей совершенно разных взглядов, идей и мнений. Главные герои не находят взаимопонимания и между ними разгорается конфликт. С одной стороны – Фамусовское общество, представители старой Москвы, они яро держатся за былые нормы, нравы, привычки, и радикально настроены против всего нового. С другой стороны – Чацкий, который как раз и является представителем иного поколения. Это человек совершенно противоположных взглядов. Самая главная причина конфликта – разные взгляды на жизнь, равно как и нежелание понять другого человека. Со стороны Фамусовского общества это также отрицание всего нового и неизвестного. На этом и выстроен весь конфликт данного произведения.

В своем известном романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев демонстрирует нам противостояние поколений, столкновение старого и нового. Евгений Базаров – молодой нигилист, и Павел Петрович Кирсанов – потомственный дворянин, с первых страниц произведения начали испытывать неприязнь друг к другу, которая позже перерастает в открытый конфликт. Отцы в лице Павла Петровича не готовы смириться с тем, что их уклад жизни, мировоззрения и идеи критикуются молодым поколением. Последние же, в свою очередь, не считаются с мнением родителей. Для Евгения, например, опыт предков — мусор, от которого нужно «место расчистить». И. С. Тургенев показывает, что конфликт между поколениями является следствием нежелания людей выслушать друг друга. Именно полное отвержение чужой точки зрения привело Евгения и Павла Петровича к конфликту.

Таким образом, противостояние отцов и детей – это та проблема, которая еще долгое время будет волновать общество. К сожалению, решить ее не представляется возможным, так как каждое поколение будет отстаивать свои взгляды. Однако, от споров и конфликтов люди должны перейти к диалогу, ибо только так мы можем избежать ссор и недопониманий.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id45177

Конфликт поколений: что делать, чтобы сохранить мир в семье

Проблема взаимопонимания родителей и детей существует с незапамятных времен. Каждый из нас хоть раз в жизни имел сложности с принятием и пониманием позиции старшего поколения. Аналогично рано или поздно любой родитель сталкивается с непониманием и упрямством младшего поколения.

Что делают родители:

  • желают для ребенка самого лучшего;
  • пытаются уберечь детей от ошибок;
  • стремятся внушить свои взгляды;
  • считают, что у молодежи нет опыта и сил для самостоятельного принятия решений.

Проблемы взаимодействия родителей и детей в большинстве основаны на уверенности детей в том, что старшее поколение не способно проявлять гибкость, чтобы понять иную точку зрения.

Конфликты между поколениями возникают где угодно, по любому поводу. Если в спорной ситуации нет общего решения, которое удовлетворяет обе стороны, будет конфликт. За ширмой же кроется настоящая причина — нежелание понять и принять позицию друг друга.

Взаимопонимание родителей и детей

Решение конфликта поколений — непростая задача. Обе стороны этого спора хотят, чтобы в результате именно их точка зрения оказалась верной. Правда в том, что на любой вопрос можно посмотреть с разных ракурсов. Вместо того чтобы выяснять, кто прав, людям следует научиться доверять выбору своих близких.

Представителям поколений необходимо начать разговаривать друг с другом. Именно этого в силу занятости родителей очень не хватает детям. Начните с простого: добавьте к повседневным темам об успеваемости, внешнем виде и учебе темы, в которых будет отсутствовать ваша оценка. Ребенку хочется поделиться с мамой и папой своими мыслями, поступками, наблюдениями. Он делает это не для получения вердикта или оценки.

Важно понимать, что, когда вы подходите к ребенку с оценкой его поступков, это начало конфликта между поколениями. Возможность диалога уничтожается, доверие падает, возникают протесты и секреты.

Постарайтесь стать непредвзятым слушателем, ведь детям интересно рассказывать только тогда, когда собеседник заинтересован. Выводите детей на диалог, в котором именно они будут говорить, а вы — слушать. Вы узнаете много нового и интересного о жизни своих детей.

Задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью ребенка, сойдите с позиции оценки поступков. Научитесь задавать вопросы и слушать своего ребенка, даже если его слова вам кажутся слишком категоричными и эмоциональными. Так вы снимете напряжение в отношениях и сможете объяснять важные моменты с позиции своего опыта.

Чем я могу помочь?

Ситуация с каждым днем ухудшается — и уже нет сил самостоятельно справиться с напряжением, вызванным конфликтом поколений? Обратитесь ко мне! Консультации основываются на:

  • знании возрастной психологии и особенностей прохождения кризов;
  • опыте семейного консультирования;
  • работе с конфликтами поколений в семьях с разными условиями и обстоятельствами.

Для того чтобы восстановить взаимоотношения, потребуются ваше искреннее желание и время, тогда проблемы взаимодействия родителей и детей останутся позади.

Ссылка на основную публикацию
Социальная перцепция — Психология и этика делового общения
4. Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга) С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения...
Сонник Если снится человек (почему один и тот же)
Часто снится один и тот же человек Сонник Часто снится один и тот же человек приснилось, к чему снится во...
Сонник черви в теле во сне к чему снятся черви в теле
Приснились белые черви — толкование сна по сонникам Белые черви. Этот символ может означать, что наяву или подсознательно вы чувствуете...
Социально-психологический климат в коллективе 1
Психологический климат в коллективе Семинар для педагогов Скачать: ВложениеРазмер psikhologicheskiy_klimat_v_kollektive.doc 72 КБ Предварительный просмотр: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Adblock detector