Социально-психологический климат в коллективе 1

Психологический климат в коллективе

Семинар для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskiy_klimat_v_kollektive.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»

Семинар для педагогов

Бахтиярова Лилия Рустамовна

г. Губкинский, 2014г.

  1. Психологический климат: определение и сущность.
  2. Признаки благоприятного психологического климата.
  3. Основные показатели психологического климата.
  4. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.

1. Психологический климат: определение и сущность

Психологический климат коллектива — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Под психологическим климатом коллектива или группы подразумевают следующее:

  • Совокупный портрет социально-психологических качеств группы сотрудников;
  • Психологический настрой;
  • Преобладающий характер взаимоотношений между членами;
  • Общая оценочная характеристика состояния.

Существует целый ряд признаков, на которые оказывают влияние не только производственно-экономические факторы, но и социально психологические, которые может не заметить руководитель, но обязательно заметит психолог:

  • уровень текучести кадров;
  • производительность труда;
  • Качество работ или услуг; количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
  • Соблюдение сроков выполнения работ и многое другое.

Удовлетворенность работников организации характером, содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами, стилем руководства, уровнем конфликтов

Определение В.М.Шепеля: психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что СПК состоит из трех составляющих :

Социальный климат: определяется осознанием общих целей и задач организации;

Моральный климат – определяется принятыми моральными ценностями организации;

Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

2. Признаки благоприятного психологического климата

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

высокая требовательность членов группы друг к другу,

доброжелательная и деловая критика,

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,

отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,

достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,

удовлетворенность принадлежностью к коллективу

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у коголибо из членов коллектива

принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов

3. Основные показатели психологического климата

Основные показатели психологического климата:

Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,

Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами,

Удовлетворенность стилем руководства,

Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений

Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала

4. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе

Факторы, влияющие на психологический климат группы:

1. Стиль руководства

2. Особенности деятельности

3. Система взаимоотношений по вертикали

4. Система отношений по горизонтали

На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:

1. Совместимость его членов , понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

  • Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими. Поэтому синхронность индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания) следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
  • Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.

Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

  • Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию. [1]

2. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

3. Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

4. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.

5. Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности.

6. Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.

7. Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

8. Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

9. Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации. [2]

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры. Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Социально-психологический климат

Социально-психологический климат (СПК) – это преобладающая в данной группе эмоциональная атмосфера, включающая настроения, переживания людей, их отношения друг к другу, к работе и проч. Социально-психологический климат оказывает влияние на деятельность членов группы, осуществление основных ее функций, образ жизни людей, их самочувствие, работоспособность и уровень самореализации [1] . Он отражает характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в группе, зависит от среды и уровня развития коллектива, Различают благоприятный и неблагоприятный, здоровый и нездоровый СПК.

Благоприятным с точки зрения организации является СПК такого коллектива, ценности и отношения в котором вполне отвечают задачам организации: у его членов достаточно развита потребность в труде на благо организации; межличностные отношения способствуют достижению высокой продуктивности и соответствию требованиям и ожиданиям организации.

Благоприятным с точки зрения общества является СПК такого коллектива, ценности и отношения в котором вполне отвечают задачам общества.

Благоприятным с точки зрения членов группы СПК является такой, ценности и отношения в котором вполне соответствуют потребностям и ожиданиям работников.

Поскольку потребности и ожидания работников, социума и организации всегда субъективны, а очень часто различны, проблема их взаимоувязки, согласования, нахождения возможностей для сотрудничества при сохранении направленности на достижение целей организации и общества (что тоже не всегда совпадает) выглядит крайне сложной и не имеющей однозначных и универсальных решений. Обычно благоприятный СПК соотносят с взаимным доверием и уважением членов группы друг к другу, взаимной информированностью по важным вопросам, взаимовыручкой и коллективной, и взаимной ответственностью за общее дело.

Признаками благоприятного психологического климата являются также высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных сторон работы коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных; удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производственного и бытового характера у коллег; принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов [2] .

Напротив, если преобладают рвачество в труде (побольше взять от общества, поменьше ему дать), неуважение к товарищам, равнодушие и черствость в общении, взаимное укрывательство, невынесение «сора из избы» и т.п., то налицо неблагоприятный СПК.

Нередки случаи неустойчивого СПК, когда глубокий интерес к содержанию труда сочетается с равнодушием и черствостью в общении и т.д. Специфической сферой проявления СПК служат отношения между руководителем и рядовыми членами коллектива, стиль руководства и лидерства в коллективе. Руководитель обязан обеспечить формирование благоприятного СПК, используя методы социального управления, преодоления конфликтов и развития сплоченности коллектива: комплектование коллектива с учетом психологической совместимости его членов, методы социальнопсихологического тренинга, деловую игру и др. [3] Проблемой является СПК девиантных или частично девиантных групп, проявляющих (при благоприятно оцениваемом членами группы СПК, высокой сплоченности и совместимости) такие качества, как групповой эгоизм, групповая агрессия, группизм, иждивенчество.

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ

В отечественной психологии, как показал анализ научной литературы, существует более десятка определений социально-психологического климата, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями нет полного согласия, начиная с использования самого термина, так и даваемых ему определений. Это является следствием различных исследовательских подходов к изучению социально-психологического климата.

Так, наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, «эмоциональный климат», «моральный климат» психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат и другие. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.

Понятие социально-психологический климат возникло по аналогии с географическим понятием «климат», что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе.

Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [4,c.152].

Впервые термин «психологический климат», в отечественной социальной психологии, использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [6].

В.М. Шепель, на основе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие социально-психологического климата и определил структурные составляющие данного понятия , в виде трех климатических зон:

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. [8].

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Отношения в коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг к другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

Б. Д. Парыгин считает, что социально-психологический климат не просто сумма психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. В. Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [3, с.132].

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
— личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
— профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);
— ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата являются следующие:

— так как, социально-психологический климат — это результат совместной деятельности, межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

— находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;

— формировать традиции группы;

— создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка.

Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе;

— поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
— создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в ДОУ и сохранению стабильно — положительных отношений между собой;
— развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
— развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь» [5], которые могут быть полезны педагогам:

— Всегда исходите из того, что самый большой грех — это нежелание хотя бы

попытаться что-либо сделать.

— Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
— Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
— Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
— Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
— Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
— Забудьте о покровительственном тоне.

— Создавайте условия, а не диктуйте их.

— Верьте людям, с которыми работаете.

— Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
— Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
— Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Читайте также:  Гликированный гемоглобин что показывает, нормы, как сдавать
Ссылка на основную публикацию
Социальная перцепция — Психология и этика делового общения
4. Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга) С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения...
Сонник Если снится человек (почему один и тот же)
Часто снится один и тот же человек Сонник Часто снится один и тот же человек приснилось, к чему снится во...
Сонник черви в теле во сне к чему снятся черви в теле
Приснились белые черви — толкование сна по сонникам Белые черви. Этот символ может означать, что наяву или подсознательно вы чувствуете...
Социально-психологический климат в коллективе 1
Психологический климат в коллективе Семинар для педагогов Скачать: ВложениеРазмер psikhologicheskiy_klimat_v_kollektive.doc 72 КБ Предварительный просмотр: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Adblock detector