Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Клиника и реабилитация детских церебральных параличей — О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами

Содержание материала

  • Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
  • Этиология
  • Факторы, воздействующие на плод опосредованно
  • Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
  • Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
  • О роли иммунопатологических механизмов
  • Двигательное развитие здорового ребенка
  • Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
  • О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
  • Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
  • Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
  • О механизмах паратонии
  • О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
  • Три варианта патологии движения
  • О центральной регуляции мышечного тонуса
  • О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
  • О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
  • Клиника ранней стадии
  • Терапия первого периода новорожденности
  • Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
  • Начальная и поздняя резидуальные стадии
  • Методика обследования двигательных функций
  • Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
  • Исследование движений в локтевом суставе
  • Оценка движений пальцев и кисти
  • Исследование движений туловища
  • Исследование мышц нижних конечностей
  • Терапия начальной резидуальной стадии
  • Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
  • Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
  • Методы воспитания движений кисти и пальцев
  • Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
  • Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
  • Развитие рефлекса ползания
  • Тренировка перехода к вертикальному положению тела
  • Тренировка самостоятельного сидения
  • Тренировка ходьбы на четвереньках
  • Тренировка стояния и ходьбы
  • Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
  • Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
  • Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
  • Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
  • Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
  • Терапия поздней резидуальной стадии II степени
  • Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
  • О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
  • Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
  • О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
  • Медико-логопедические мероприятия
  • Дизартрии
  • Ограничение подвижности артикуляционных мышц
  • Нарушения голосообразования
  • Нарушения дыхания
  • Вопросы ранней диагностики дизартрий
  • Клинические формы дизартрий
  • Экстрапирамидная дизартрия
  • Мозжечковая дизартрия
  • Корковая дизартрия
  • Алалии
  • Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
  • Особенности психического развития и психические нарушения
  • К динамике астено-органического синдрома
  • Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
  • Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
  • Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
  • Патология психического развития у детей старшего возраста
  • Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
  • Приложения

Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами имеет сложную структуру, включая ряд симптомов, общим для которых является нарушение формирования главным образом моторной стороны речи.
Первым симптомом этого синдрома является нарушение звукопроизношения — фонетики. На особенности этих нарушений указано выше.
Следующей особенностью, которая также как бы сближает этих детей с детьми, страдающими моторной алалией, является так называемый речевой негативизм, большая трудность при вступлении в речевое общение. Близко к речевому негативизму по своим патогенетическим механизмам примыкает симптом повышенной тормозимости речевой функции различными раздражителями — зрительными, слуховыми, тактильными, вестибулярными и т. д. Особенно легко подавляются речевые движения у детей раннего возраста другими двигательными раздражителями, главным образом в период развития манипулятивной деятельности рук. У детей со спастической диплегией (при варианте, когда руки поражены минимально) отмечается более длительный, чем
при нормальном речевом развитии, парадоксальный период, когда с развитием манипулятивной деятельности рук речевая функция на какой-то период притормаживается.
Следующим симптомом псевдоалалического синдрома является трудность в развитии лексической стороны речи. Для детей с церебральными параличами часто характерна та же диссоциация в развитии пассивного и активного словаря, что имеет место и у детей с моторной алалией. При нормальном речевом развитии эта недлительная диссоциация также имеет место. В случаях же речевой патологии она становится выраженной и стойкой. Каков механизм этого нарушения?
Как известно, особенности функционирования нервной системы определяются способностью нервной клетки повторять определенные модели активности (Russell, 1958). Слабость кинестетического следового образа от артикуляционной мускулатуры приводит к отсутствию возможности создания следового двигательного образа слова, недостаточности следовой двигательной реакции, отсутствию возможности создания цепных реакций, «кинетических мелодий». В связи со слабостью кинестетического следового образа связь значения слова с его моторным воспроизводством оказывается недостаточной, активный словарь в силу этого остается крайне ограниченным. Поэтому период «лепетной» речи бывает у этих детей обычно довольно длительным. Новые слова осваиваются и вводятся в речь с большими трудностями. Однако в отличие от моторной алалии, при которой лексические нарушения выявляются на всех этапах речевого развития, у детей с задержанным становлением речи и псевдо- алалическим синдромом недостаточность лексики особенно резко проявляется в период формирования речи. В дальнейшем по мере развития речевой практики с уменьшением патологии кинестетического восприятия лексические нарушения исчезают.
Псевдоалалический синдром характеризуется также нарушением формирования грамматического строя речи. Фразовая речь развивается со значительной задержкой. Задержанное формирование грамматического строя речи может зависеть от недостаточного речевого общения, недоразвития коммуникативной функции речи, а также от нарушений пространственного восприятия. В отличие от моторной алалии эти нарушения являются менее постоянными и менее длительными и не всегда проявляются в письменной речи этих детей.
Псевдоалалический синдром необходимо отличать от истинной моторной алалии. На особенностях этого дифференциального диагноза мы остановимся при описании клинических особенностей алалии. Иногда более позднее формирование моторной речи у детей с церебральными параличами зависит в основном от нарушений звукопроизношения характера дислалии. Длительная дислалия у детей с церебральными параличами может зависеть от патологии в строении их периферического речевого аппарата, что обычно сочетается с выраженными диспластическими чертами.
Недостаточность моторного компонента речи у детей с церебральными параличами способствует недостаточному развитию слухо-моторных условных связей, а в ряде случаев приводит к задержанному развитию или недоразвитию фонематического слуха. На тесную взаимосвязь между становлением речи и развитием фонематического слуха указывают многие авторы (Р. Е. Левина, 1968, и др.). Единство слуха и речи обусловлено всем историческим развитием языка и его ролью в общественном развитии, поэтому и в процессе онтогенетического развития речи между «моторной» речью и слухом устанавливается тесная связь (А. Н. Леонтьев, 1959, и др.).
Таким образом, более позднее становление речи, которое имеет место у многих детей с церебральными параличами, зависит главным образом от недостаточности всей рече-двигательной функциональной системы и особенно ее афферентного звена. В то же время задержка речевого развития, в известной степени может быть обусловлена и более поздним формированием двигательных навыков у этих детей. Мы видели, что двигательные и речевые функции развиваются в тесном единстве, поэтому нарушение двигательного развития на самых ранних его этапах может способствовать и более позднему становлению речи. Обычно более позднее формирование речи у детей с церебральными параличами, даже там, где нет парезов и параличей артикуляционных мышц, имеет место в тех случаях, когда резко нарушено становление стато-кинетических рефлексов l-гo года жизни.

Читайте также:  Шлепать детей нельзя, но иногда надо

Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:03, лекция

Краткое описание

Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе — от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959, К. А. Семенова, Е. М. Масткжова, 1972). Степень и характер речевого расстройства зависят прежде всего от тяжести поражения мозга, — его речевых зон, а так¬же от развития премоторно-лобной, теменно-височной облас¬тей мозга, для функционирования которых необходима аф¬ферентная импульсация с нижележащих отделов мозга — среднего мозга, мозжечка, ствола мозга. Развитие речи у де¬тей с церебральными параличами оказывается, также под влиянием условий их воспитания, общения, окружения и обу¬чения, тяжести и характера двигательного поражения.

Вложенные файлы: 1 файл

Дизартрия.doc

Алалия чаще отмечается при приобретенных правосторонних гемиплегиях. Как отмечают К. А. Семенова и Н. М. Мастюкова при врожденных гемиплегиях моторная алалия обычно проявляется атипично, обычно при переходе ребенка на более высокие этапы овладения речью, например, при обучении грамоте. У этих детей наблюдается также более позднее развитие речи, речевой негативизм, снижение уровня речевой мотивации, психогенные наслоения (например, заикание), недостаточность слухо-речевой памяти и семантической стороны речи, нарушение фонетического слуха и фонематического анализа.

Моторная алалия у детей с церебральными параличами часто сочетается с нарушением высших корковых функций — отмечаются пространственные нарушения, недостаточность стереогноза, праксиса. Подобный полиморфизм дефекта затрудняет его дифференциальную диагностику с олигофренией. Затруднительно также отграничение моторной алалии на фоне дизартрии от псевдоалалических нарушений.

Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами проявляется в задержке темпов формирования речи. При этом отрицательными факторами для развития речи является сочетание двигательной недостаточности с интеллектуальной недостаточностью, нарушением деятельности, мотивации, соматической ослабленностью, неблагоприятными социально-педагогическими условиями (особенно недо статочным речевым и эмоциональным окружением), наруше нием кинестетического, слухового и зрительного восприятия

В структуре псевдоалалического синдрома обнаруживается прежде всего нарушение формирования экспрессивно> стороны речи — задерживается развитие фонематической 1 лексико-грамматической ее сторон, наблюдается также рече вой негативизм, малая речевая активность, трудности обще ния, нарушение фонематического слуха.

Однако в отличие от моторной алалии псевдоалалическш нарушения носят менее полиморфный и стойкий характер являются более обратимыми. Псевдоалалический синдрол связан не с поражением корковых речевых зон, а с их функциональной недостаточностью, слабостью, поэтому эти нару шения и называют псевдоалалическими.

Отграничение моторной алалии, псевдоалалического синдрома, олигофрении у детей с церебральными параличам возможно лишь в ходе всестороннего комплексного неврологического, логопедического, педагогического и психологического обследования, динамического наблюдения за развитием ребенка в процессе деятельности и обучения.

При обследовании высших психических функций у детей с церебральными параличами необходимо использовать методы и систему нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и его сотрудниками. Подобное комплексное исследование, основанное на системном подходе к нарушению функций и качественном анализе дефекта, дае: возможность тонкого и глубокого анализа структуры речи и путей ее реабилитации. Такая методика помогает проследить взаимосвязь и взаимовлияние нарушений двигательных и речедвигательных функций, гностико-праксических, зрительно моторных и речевых расстройств в соотношении с возрастом. У ребенка, состоянием его сенсорных и интеллектуальных функций, эмоциональных реакций, патологических позно-то нических рефлексов. Нейропсихологическое обследованш вскрывает состояние различных сторон речи — фонетической семантической, лексико-грамматической в динамическом аспекте, что дает возможность оценить адекватность применяемого коррекционно-воспитательного, медикаментозного, физиотерапевтического лечения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) –заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

ДЦП –тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры,ответственные за произвольные движения. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи.В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько нарушение уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных движений в речевой мускулатуре.

Механизм расстройств общей двигательной сферы и артикуляторной моторики обусловливает нарушения речи в связи с наблюдаемыми у детей с церебральным параличом двигательными нарушениями.Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом связаны также с недостаточностью их практического опыта и социальных контактов.

Важно отдифференцировать два вида нарушений речевого развития: одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов.

У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые из известных в логопедии речевых расстройств.В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%.

Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата).Сложной для диагностики и коррекции является алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (доречевой период)).При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около 5%.

Читайте также:  Шелушится нос,что делать в домашних условиях Причины шелушения

Патогенез алалии при ДЦП связан с двумя факторами:-повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной ДЦП (травматический фактор во внутриутробном развитии и родах, перинатальные энцефалиты и т.п.);-вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или патологической афферентации с периферических отделов речевой системы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых церебральный паралич осложняется нарушениями слуха (гиперкинетическая форма).

Специфику нарушений речи определяет различная локализация поражения мозга при отдельных формах ДЦП.

Самая тяжелая форма ДЦП –двойная гемиплегия–тетрапарез, характеризующийся особой тяжестью поражения как верхних, так и нижних конечностей. Более чем у 90% таких детей наблюдаются псевдобульбарная дизартрия или анартрия (полная невозможность речи из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции).Отмечается наиболее тяжелое поражение артикуляционного аппарата. Предречевое развитие детей с двойной гемиплегией грубо нарушено. В ряде случаев дизартрические явления сочетаются с алалическими.

Анатомическая близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обусловливают необходимость работать над артикуляцией и одновременно развивать функциональные возможности кистей рук.

При спастической диплегии –тетрапарезе, при котором руки поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги, иногда минимально (эта форма еще носит название «болезнь Литтля»), –речевые нарушения отмечаются в 80% случаев. При этой форме церебрального паралича речевые нарушения имеют выраженную тяжесть поражения с преобладанием дизартрических нарушений. У детей со спастической диплегией чаще наблюдается вторичная задержка психического развития. Приблизительно в 70% случаев при спастической диплегии отмечаются речевые расстройства в форме дизартрии (псевдобульбарной), значительно реже моторной алалии.Это –благоприятная форма заболевания в отношении преодоления речевых расстройств, но требующая ранние длительные логопедические занятия, которые необходимо начинать с предречевого периода.

При гемипаретической форме ДЦП (парезы или параличи одной стороны тела) при правостороннем гемипарезе речевые нарушения отмечаются приблизительно в 60%.Среди различных речевых нарушений преобладает задержка речевого развития с псевдоалалическими и алалическими проявлениями.Речевые расстройства чаще всего по типу псевдобульбарной дизартрии, реже –по типу моторной алалии.

При левостороннем гемипарезе среди различных речевых нарушений (в основном –псевдобульбарная дизартрия) также наиболее частой является задержка речевого развития, иногда со своеобразно недостаточной интонационно-музической стороной речи. Гиперкинетическая форма паралича, характеризующаяся двигательными расстройствами в виде насильственных непроизвольных движений –гиперкинезов, чаще проявляется в речи в форме гиперкинетической (экстрапирамидной, подкорковой) дизартрии.Это прогностически вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации; в некоторых случаях картина дизартрии осложняется корковым речевым расстройством по типу динамической диспраксии, псевдоалалическим и алалическим синдромами. Выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие в ряде случаев осложняется недоразвитием сенсорной речи, своеобразными синдромами сенсорной алалии.

При атонически-астатической форме церебрального паралича, которая характеризуется низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными рефлексами, наблюдаются речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.

Таким образом, частота и характер речевых нарушений при различных формах ДЦП неодинаковы.При большинстве форм наиболее частыми речевыми нарушениями являются дизартрии, причем наибольшая тяжесть поражения артикуляционного аппарата совпадает с наибольшей тяжестью поражения рук.

При спастической диплегии с функциональной сохранностью рук и гемипарезах наиболее частыми речевыми нарушениями являются временные функционально-динамические, связанные с более поздним формированием речевой функциональной системы. Поражение артикуляционного аппарата при этих формах паралича отмечается реже и обычно является более легким.При ДЦП взаимосвязь двигательных и речевых расстройств,проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают

-фонетико- фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии;

-специфические особенности усвоения лексической системы языка;

-нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико

нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;

-нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;

-все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно -моторных и оптико-пространственных систем.

Нарушения звукопроизношения, зависящие от артикуляционной апраксии, имеют сходство с нарушением звукопроизношения при моторной алалии. У детей с задержанным речевым развитием в основном предполагается не поражение корковых речевых зон, а их функциональная недостаточность в связи с патологией всего речедвигательного анализатора, особенно его кинестетического звена. Это проявляется в обратимом характере многих нарушений, особенно по мере развития кинестетического восприятия в речевой мускулатуре и руках. Эти расстройства, в отличие от алалии, принято называть псевдоалалическими. Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами имеет сложную структуру, включая ряд симптомов, общим для которых является нарушение формирования моторной стороны речи. Первым симптомом этого синдрома является нарушение звукопроизношения.

Следующей особенностью, сближающей детей с церебральными параличами с детьми с моторной алалией, является речевой негативизм –большая трудность при вступлении в речевое общение. Близко к речевому негативизму по своим патогенетическим механизмам примыкает симптом повышенной тормозимости речевой функции различными раздражителями –зрительными, слуховыми, тактильными, вестибулярными и т.д. Следующим симптомом псевдоалалического синдрома является трудностьв развитии лексической стороны речи. Для детей с церебральными параличами часто характерна та же диссоциация в развитии активного и пассивного словаря, что имеет место и у детей с моторной алалией. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у которых лексические нарушения выявляются на всех этапах речевого развития, у детей с псевдоалалическим синдромом недостаточность лексики особенно резко проявляется в период формирования речи. По мере развития речевой практики с уменьшением патологии кинестетического восприятия лексические нарушения исчезают.

Псевдоалалический синдром характеризуется нарушением формирования грамматического строя речи.Фразовая речь развивается со значительной задержкой. Задержанное формирование грамматического строя речи зависит от недостаточного речевого

общения, недоразвития коммуникативной функции речи, от нарушений пространственного восприятия. В отличие от моторной алалии эти нарушения являются менее постоянными и менее длительными, не всегда проявляются в письменной речи. Недостаточность моторного компонента речи у детей с церебральными параличами способствует недостаточному развитию слухо-моторных условных связей, а иногда приводит к задержанному развитию или недоразвитию фонематического слуха.Дизартрии при ДЦП чаще отличаются смешанным характером нарушения. В клинике ДЦП выделяются следующие формы дизартриипо ведущему неврологическому синдрому, т.е. на основе синдромологического подхода (Л.А. Щербакова, И.И. Панченко):

  1. Спастико-паретическая(ведущий синдром –спастический парез). Встречается почти при всех формах дизартрических расстройств, проявляется различно: одни не могут удержать во времени нужную артикуляционную позу, другие выполнить ее, третьи –быстро переключиться от одной позиции к другой.2.
  2. Спастико-ригидная (ведущие синдромы –спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности). Соответствует экстрапирамидной и псевдобульбарной дизартриям. Характер звукопроизношения страдает в большей степени в фонетической окраске, однако чаще фонемные свойства звуков сохраняются.
Читайте также:  Если пропущена прививка - 2

3. Гиперкинетическая (ведущий синдром –гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии). Соответствует экстрапирамидной дизартрии. Характеризуется появлением гиперкинеза при произвольных произносительных попытках (гиперкинез функционального генеза), хотя может проявляться и на фоне покоя (органического генеза).

4. Атактическая (ведущий синдром –атаксия). Чаще соответствует мозжечковой дизартрии.

Ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие, теряет траекторию, амплитуду, скорость размаха, точность попадания в место смыкания. Легко отличается от других форм по скандированному ритму речи. Обычно же данная форма выступает как сопутствующий синдром на фоне спастического пареза или гиперкинеза и называется по сумме синдромов: спастико-атактической и т.п.

5. Спастико-атактическая (ведущий синдром –спастический парез и атаксия). Соответствует псевдобульбарной и мозжечковой формам.

6. Спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром –спастический парез и гиперкинез). Соответствует псевдобульбарной и экстрапирамидной дизартриям.

7. Спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром –спастический парез, атаксия, гиперкинез). Соответствует псевдобульбарной, мозжечковой и экстрапирамидной дизартриям.

8. Атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром –атаксия, гиперкинез). Приводит к мозжечковой и экстрапирамидной дизартриям.

При логопедическом обследовании детей с церебральными параличами речевая моторика, особенности нарушений дыхания и фонации оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями; проводится тщательный анализ тех позиций, движений и положений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Особое внимание обратить на общие моторные возможности ребенка: удержание головы, возможность ее поворотов в стороны, возможность сидения, захвата игрушки, выделение ведущей руки, возможность пальцевого захвата и т.д. как и при всяком логопедическом обследовании важно оценить общие психические реакции ребенка, особенности его сенсорных функций, его интеллектуальные и эмоциональные проявления. В ряде случаев для установления заключения и прогноза дальнейшего речевого развития полезно сопоставить полученные данные по уровню общего моторного, интеллектуального и доречевого или речевого развития с возрастом ребенка и определить, имеется ли неравномерное недоразвитие всех функций (двигательная, речевая, интеллектуальная) или какая-нибудь из них страдает преимущественно. Логопедическое обследование ребенка с церебральным параличом проводится в динамике и сопоставляется с динамикой его моторного развития.

В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает:

-развитие и коррекцию слухового восприятия,

-развитие и коррекцию зрительного восприятия,

-развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

Логопедические занятия при дизартриях строятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефектов. Так, при псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного мышечного тонуса в речевых мышцах занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица.

Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением.

Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами зависит от формы дизартрии:

-при псевдобульбарной дизартрии основное внимание

–на расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий;

-при мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж артикуляционных мышц сочетают с упражнениями для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Тренируют способности воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, точность артикуляционных движений;

-при экстрапирамидной дизартрии ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без сопутствующих движений и общего напряжения, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому;

-при корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание

–на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса;

-при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно

–перемещение кончика языка вверх.

Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное –стимуляция переднеязычных звуков.

Коррекционная логопедическая работа при алалиив синдроме ДЦП включает четыре этапа:

–подготовительный. Проводят активизацию психических процессов, которые

составляют основу речевой деятельности, происходит последовательное развитие памяти, внимания, мышления, потребности к речевому общению, а также формируют умения и навыки, направленные на восприятие, осмысление, понимание речевого сообщения.

–формирование речевых навыков в ситуации диалогического общения. Большое внимание уделяется формированию речи в процессе предметно

-действенного и игрового

общения ребенка со взрослым. Последовательно развивают семантические, лексические,

синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические речевые операции.

– обучение ребенка построению предложений различных типов, затем

– развитие навыков связной речи, умения планировать речевое сообщение, отбора необходимых слов и контроля за собственным высказыванием.

При сенсорной алалии развивают понимание обращенной речи, коммуникативные умения и навыки. На подготовительном этапе проводят работу по формированию зрительного, тактильного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления. Особое внимание уделяют развитию слухового гнозиса. С помощью звучащих игрушек проводят стимуляцию восприятия неречевых звуков. Одновременно формируют психологические предпосылки восприятия речи: речеслуховое внимание, понимание речи в конкретной ситуации. На втором этапе основное внимание уделяют навыкам понимания речи вне конкретной ситуации. Для этого тренируют слуховую память, способность узнавать слова по их звуковой форме, умение соотносить слова с предметами и действиями. На третьем этапе формируют коммуникативные умения и навыки через развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических и фонетических операций, семантической и лексико-грамматической сторон речи.

В логопедической работе с детьми с церебральными параличами в период речевого развития важное место занимает психотерапия, основная цель которой заключается в устранении болезненных психических проявлений и развитии адекватного отношения к себе, собственному дефекту и окружающей среде.

Ссылка на основную публикацию
Стадии болезни Ходжкина по классификации Ann Arbor
Ann arbor классификация Для описания клинических и патогенетических стадий болезни Ходжкина широко используется классификация Ann Arbor. Эта система классификации стадий...
Средства от похмелья — таблетки, народные методы
10 лучших аптечных средств от похмелья Характеристика в рейтинге Плохое утреннее самочувствие после застолий с алкогольными напитками в изобилии принято...
Средства от прыщей какое средство от прыщей лучше выбрать и что помогает вылечить прыщи на лице
12 лучших средств от прыщей Лучшие средства от прыщей (кремы, гели, мази, лосьоны) — по отзывам косметологов и покупателей Лучшие...
Стадии варикоза, классификация варикозного расширения вен нижних конечностей
Варикозное расширение вен Варикозное расширение вен нижних конечностей представляет собой коварную патологию, к которой могут привести тесное белье, постоянное ношение...
Adblock detector