Статья Искусство управления голосом

Значение голоса в общении

Общение это не только повседневный контакт с окружающими людьми, но и средство выживания в огромном мире. С помощью общения мы обмениваемся информацией, познаем друг друга и окружающую среду.

Общаясь, мы удовлетворяем свою потребность воспринимать информацию и быть услышанным. Мы извлекаем массу удовольствие из общения с себе подобными и развиваемся.

В процессе общения человек использует вербальные и невербальные инструменты общения. Без мимики, жестов, зрительного контакта общение становится сухим и неинформативным. Важнейший инструмент, который использует человек во время общения это голос.

Голос имеет много характеристик, которые тем или иным образом влияют на направленность и результат общения. Тембр, звучание, интонация голоса имеют огромное значение в процессе коммуникации. С помощью голоса можно расположить к себе или оттолкнуть оппонента, вызвать у него страх, ненависть, любовь, жалость или другие чувства. С помощью голоса можно даже управлять другими людьми.

В результате многих исследований была доказана значащая роль голоса в процессе восприятия информации. Человеческая психика извлекает до 40% информации только из голоса. Семантика и смысл слов при восприятии информации важны менее чем на 10%. Огромное значение голос имеет для людей, чья профессия связана с речью. В личных отношениях, конфликтных ситуациях, во время переговоров голос имеет определяющее значение.

Голос можно сделать мощным оружием для достижения цели и средством влияния на людей. Увы, никто не совершенен, и редко люди появляются на свет с поставленным и четким голосом. Есть люди, чей голос тихий, робкий, неубедительный. Даже если они говорят поистине правильные и неоспоримые вещи, соглашаться с ними нет желания.

Что делает голос безликим и незначащим?

Если Ваш голос обладает нижеперечисленными качествами, то, скорее всего, Вы не будете услышанным и воспринятым собеседником.

  • Монотонность. Она способна вызвать только равнодушие относительно сказанной информации. Даже если смысл слов несет важный месседж. Если Вы говорите монотонно и одинаково на протяжении всего сообщения, то оно не вызовет абсолютно никакой реакции со стороны оппонента.
  • Неуверенность в голосе. Если Вы хотите в чем — то убедить собеседника, но сами сомневаетесь в собственных словах, Ваш голос это выдаст. Собеседник не поверит Вашим словам.
  • Бормотание. Характеризуется слишком тихим произношением вместе с неуверенностью голоса. Зачастую, такой голос вызывает у собеседника сомнения по поводу достоверности подаваемой информации. К тому же, бормотание часто ассоциируется с трансляцией отрицательной информации.
  • Слишком тихий голос. Тихая речь необычайно сложна для восприятия и анализа. Скорее всего, если Вы будете говорить тихо, Вас никто не станет слушать.
  • Громкий голос. Повышение голоса ассоциируется с проявлением агрессии. Слишком громким голосом проявляете свое превосходство над оппонентом. Громкий тон свидетельствует о потере контроля над ситуацией и желание запугать собеседника.
  • Резкость в голосе. Эмоциональная окраска голоса сильно влияет на собеседника. Он воспримет Ваше сообщение намного хуже, чем предполагалось, если Вы не сможете контролировать свои эмоции и придадите голосу ноту резкости.

Практические постановки голоса при общении

  • Следите за тем, чтобы интонация и тембр голоса отображали то, что вы хотите донести до собеседника. Если Вы видите, что собеседник теряет интерес к Вашим слова, измените тон голоса.
  • Присоединяйтесь к голосу партнера, чувствуйте его интонацию. Постарайтесь на подсознательном уровне показать ему, что вы «родственные души».
  • Говорите отчетливо и громко. Не стоит сильно повышать тон, так как это может вызвать обратную реакцию. Придайте голосу красок и чаще меняйте интонацию. Это позволит Вашему собеседнику быть в тонусе во время диалога.
  • Периодически пробуйте модулировать чужую речь. Будь то речь начальника, соседа или просто попутчика в транспорте. Это полезный прием, который позволит понять, как применять интонации и менять тембр.

Как овладеть голосом?

Следует помнить, что голос имеет 8 характеристик. Это резонанс, высота, дикция, интонация, ритм, тембр, громкость, тонус. На сегодняшний день существует большое количество методик, которые позволяют овладеть и развить любую из этих характеристик. С помощью регулярных тренингов можно досконально овладеть искусством грамотной постановки голоса и речи.

Тренинги проводятся в игровой форме. Это позволяет участникам преодолеть психологический барьер. Основной целью тренинга является «открытие» естественного голоса. Акцент делается на связи эмоции – интонации. Прорабатывается умение управлять эмоциями в ходе выступления.

Овладеть голосом можно только в процессе живого общения. Прочтение тематической литературы и практических рекомендаций не дает полной возможности развить потенциал голоса.

Только в процессе коммуникативного контакта человек растет морально и становится личностью. Взаимодействие с другими людьми учит нас любить, прощать, сочувствовать и сопереживать. Чтобы чувствовать себя комфортно, человеку необходимо ощущать свою значимость в обществе. А значимость лучшим образом отображается в процессе коммуникации.

Тема 3. Невербальная коммуникация

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:

Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации, пятая – к экстрасенсорике.

В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.

· часто употребляются неосознанно;

· воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;

· передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

· могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.

На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:

· поведенческие знаки (дрожь и т.д.);

· ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть переносицу, поправлять волосы и т.д.);

· собственно коммуникативные знаки.

Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи.

Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.

В деловом взаимодействии при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на согласованность. Пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не воспринимаем ее отдельно.

Читайте также:  Биологи нашли способ замедлить старение Наука Наука и техника

Жестикуляция в деловом разговоре

Выделяют следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию.

Жесты уверенности

кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

во время передачи информации локти не прижаты к туловищу;

руки в карманах, большие пальцы снаружи;

одна рука обхватывает другую в области ладони

Жесты неуверенности, раздражения

прижатые вплотную к бокам локти;

ёрзание в кресле;

одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет;

человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины);

потирание уха

Жесты, выражающие агрессивность

тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях;

поза на стуле «верхом»;

руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин – амбициозность, у женщин — агрессивность

Жесты несогласия

боковой взгляд – жест недоверия (в случае когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия);

прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;

ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону

Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации

рука у щеки;

один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);

почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

манипуляции с очками;

рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев

Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Жесты

Возможная интерпретация

Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь

Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ

Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр.

Ощущает неполный контакт

Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди

Человек замкнут

Ладони рук в поле зрения партнера по общению

Человек открыт для общения

Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак

Внутренний монолог, скука

Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот

Подозрительность, скрытность, недоверие

Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками)

Негативно подавленное отношение к ситуации

Скрещенные руки и ноги у сидящего человека

Нежелание вступать в контакт, демонстративность

Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол)

Властность, психологическое давление на партнера

Закладывание рук за голову

Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование

Глаза являются самыми мощными знаками НВК:

· они занимают центральное положение;

· через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% — информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств).

Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:

1. Как он на вас смотрит?

2. Долго ли он смотрит?

3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.

Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств выделяют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.

Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.

Обратите внимание, если

1. При беседе вы отмечаете, что ваш партнер практически не смотрит вам в лицо (во всяком случае, значительно реже, чем обычно, а если вы ловите на своем лице его взгляд, то мгновенный). Точно можно утверждать: он не желает с вами контактировать либо испытывает чувство дискомфорта из-за необходимости дезинформировать вас.

2. Ваш партнер при беседе почти неотрывно смотрит на вас независимо от фазы диалога. Точно можно утверждать: вы представляете для него какой-то интерес. Возможные варианты: либо он изображает «удава», считая вас «кроликом», либо он испытывает к вам симпатию, либо его интерес к вам вполне деловой – он заинтересован в обсуждении с вами этого вопроса.

3. При нормальных взаимоотношениях (без выраженной личной симпатии или антипатии) партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас в те моменты диалога, когда его сознание будет менее загружено либо когда вы будете привлекать его внимание словами-обращениями.

4. Чем напряженнее для интеллекта беседа, тем реже будут взгляды на собеседника. Чем свободнее беседа, тем чаще партнеры обмениваются взглядами (разумеется, при прочих равных условиях).

5. Если вы заметили, что в какой-то момент диалога партнер перестал направлять на вас свой взгляд, а беседа такова, что не требует от него большого интеллектуального напряжения – значит, его отношение к вам ухудшилось. Это то же самое, как если бы он отвернул корпус чуть в сторону от вас. Ищите причину его недовольства.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему важно понимать язык телодвижений?

2. Почему язык телодвижений неоднозначен?

3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.

В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.

Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.

Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями. Результаты и ощущения обсудите в группе.

Выполняется в группах по три человека. Первый участник (А) принимает какую-то позу стоя или сидя. Второй участник (Б) встает или садится напротив и полностью «отражает», воспроизводит позу партнера А. Третий участник (В) будет «режиссером»: после того, как Б решит, что он уже в точности воспроизвел позу А, «режиссер» подойдет и своими руками исправит ошибки. Потом роли меняются.

Читайте также:  Кровит эрозия при беременности шейки матки, может ли, кровоточить, что делать, во время, сильно

Выполняется в парах. Сначала в каждой паре определите две темы для разговора, в одной из них вы должны быть изначально согласны друг с другом, в другой – не согласны.

Теперь начните обсуждать в парах тему, где вы друг с другом не согласны, все время сохраняя подстройку к позе собеседника.

Вторая часть упражнения. Обсуждайте тему, где вы были согласны с партнером, но подстройки быть не должно, проследите за этим.

Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях

Развитие коммуникации

29 November 2019

Многих родителей детей с особыми потребностями волнует вопрос развития речи. Родители готовы сделать все, чтобы ребенок наконец-то заговорил: обращаются к разным специалистам, ищут «правильного врача», «хорошего логопеда». В этом разделе мы поговорим о том, как способствовать развитию коммуникации, речи и языка. Для начала попробуем разобраться с понятиями «коммуникация», «язык» и «речь».

Коммуникация – передача сообщения от одного человека к другому. Коммуникация может быть как вербальной (речь, написанные слова), так и невербальной (взгляд, положение тела, простые жесты). Коммуникация – это поведение (форма которого определяется обществом), направленное на другого человека, который в свою очередь обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.

Язык – это знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления. Язык служит коммуникации, это главный официальный и социально признанный из всех видов коммуникативного поведения.

Язык каждого человека включает экспрессивные и рецептивные навыки.

Экспрессивный язык – тот, с помощью которого человек что-либо выражает, сообщает. Это позволяет сообщить окружающим о чувствах, желаниях и потребностях. Большинство из нас думает, что экспрессивный язык — это и есть устная речь, но в понятие языка также включены словарный запас, умение строить фразы и использовать грамматически правильные выражения.

Рецептивный язык – то, что обеспечивает понимание сказанного или написанного другими. У многих детей навыки рецептивного языка развиваются раньше и опережают развитие экспрессивного языка. Младенцы и маленькие дети начинают понимать других людей раньше, чем использовать жесты и слова. Важно понимать, что недостаток развития экспрессивного языка не означает, что у человека отсутствуют навыки рецептивного языка.

Речь – это одна из форм общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

В современном обществе речь является наиболее распространенным и предпочтительным средством общения. Однако даже те из нас, кто умеют разговаривать, используют и другие формы коммуникации, чтобы усилить впечатление, производимое словами: выражение лица, положение тела, интонации и тон голоса. Жесты могут быть формализованы и объединены в язык жестов. Более того, мы используем письменные формы для того, чтобы читать и писать, а также понимаем огромное количество визуальных знаков и сигналов окружающей среды (огни светофоров, дорожную разметку, стрелки, указатели и т.д.). Таким образом, если ребенок не пользуется речью, мы можем выбрать различные подходы к обучению в зависимости от того, какому типу коммуникации мы собираемся его обучать.

Причины, по которым ребенок не пользуется речью, могут быть самыми разными:

  • нарушения слуха;
  • трудности артикуляции (например, детям со спастической или гиперкинетической формой церебрального паралича может быть очень сложно четко произносить звуки);
  • трудности с коммуникацией (как это часто бывает у детей с РАС);
  • особенности строения речевого аппарата;
  • трудности с пониманием.

Понимание особенностей ребенка может помочь в подборе наиболее подходящего способа развития коммуникации, речи и языка. Для этого необходимо проведение тщательной оценки коммуникации, речи и языка.

В ряде случаев детям, у которых есть выраженные трудности с использованием речи, предлагаются средства альтернативной или дополнительной / аугментативной коммуникации.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация – это термин, который включает методы, используемые людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи.

В основе АДК лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Она требует поддержки со стороны окружения.

Исследования показывают, что использование АДК:

  • помогает справляться с нежелательным поведением (крики, проявления агрессии или самоагрессии);
  • способствует развитию желания общаться;
  • способствует развитию речи;
  • повышает качество жизни ребенка и его близких.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Читайте также:  Рак кожи симптомы и признаки меланомы на начальной стадии, виды злокачественной опухоли кожи с фото

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Работа по развитию коммуникации должна стать приоритетом в программе помощи ребенку с РАС

Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

Трудности с развитием коммуникации относятся к так называемым ключевым дефицитам РАС. Ребенку сложнее обратиться к людям, сложнее выразить желаемое или отказаться. Работа по развитию коммуникации должна стать приоритетом в программе помощи ребенку с РАС.

Родители и педагоги нередко недооценивают важность этой работы, уделяя слишком много времени развитию академических навыков (сортировка по цветам, складывание пазлов, работа с геометрическими формами, развитие тонкой моторики и т.д.). Это очень важные для дальнейшего обучения ребенка навыки, однако они не относятся к ключевым дефицитам. Многими из этих навыков ребенок, возможно, уже владеет, просто недостаточно мотивирован, чтобы делать это по просьбе взрослых.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Система PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки).

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации.

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

Нередко приходится встречаться с родителями, которые начинали использовать методы дополнительной коммуникации (чаще всего, систему PECS), но затем, не видя желаемого результата, разочаровались и прекратили это делать.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

От лат. communicato – «сообщение», «передача»; communicо – «делаю общим, связываю». Это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя и более индивидуумами.

Способность понимать то, что сообщают другие. Как и в случае с экспрессивным языком, рецептивные языковые навыки включают понимание как вербальной, так и невербальной информации.

Форма общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия между людьми.

Использование слов, предложений, средств дополнительной коммуникации, жестов, выражения лица для передачи информации. Позволяет сообщить окружающим свои чувства, желания, потребности, отношение к происходящему.

Знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.

Система коммуникации путем обмена изображениями. Программа создана в США, ее авторами являются Энди Бонди и Лори Фрост. Программа направлена на обучение базовым основам коммуникации – обращаться к партнеру по коммуникации, просить, комментировать и отвечать на простые вопросы. Эффективность программы доказана в многочисленных исследованиях, данная программа успешно применяется в разных странах мира.

Нарушение движения, тонуса и положения тела вследствие непрогрессирующей дисфункции или травмы развивающегося мозга. Церебральный паралич может включать парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. Термин ДЦП (детский церебральный паралич) в настоящий момент считается некорректным, поскольку это нарушение, сопровождающее человека в течение всей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Стадии болезни Ходжкина по классификации Ann Arbor
Ann arbor классификация Для описания клинических и патогенетических стадий болезни Ходжкина широко используется классификация Ann Arbor. Эта система классификации стадий...
Средства от похмелья — таблетки, народные методы
10 лучших аптечных средств от похмелья Характеристика в рейтинге Плохое утреннее самочувствие после застолий с алкогольными напитками в изобилии принято...
Средства от прыщей какое средство от прыщей лучше выбрать и что помогает вылечить прыщи на лице
12 лучших средств от прыщей Лучшие средства от прыщей (кремы, гели, мази, лосьоны) — по отзывам косметологов и покупателей Лучшие...
Стадии варикоза, классификация варикозного расширения вен нижних конечностей
Варикозное расширение вен Варикозное расширение вен нижних конечностей представляет собой коварную патологию, к которой могут привести тесное белье, постоянное ношение...
Adblock detector